Реклама
История / Личности

Религия-пророкам, власть-правителям. Часть 2

2913

Согласно Матуриди, оставление каких-либо обязанностей или совершение грехов не выведет человека из религии, однако, отрицание запретности чего-либо, что явно запрещено священными текстами, и называние этого дозволенным, выводит человека из религии.

Согласно Матуриди, оставление каких-либо обязанностей или совершение грехов не выведет человека из религии, однако, отрицание запретности чего-либо, что явно запрещено священными текстами, и называние этого дозволенным, выводит человека из религии.

Начало: Имам Матуриди: религия-пророкам, власть-правителям. http://islam-today.ru/istoria/licnosti/imam-maturidi-religia-prorokam-vlast-pravitelam/

б) Если верующий скажет, что «несправедливость является справедливостью», это выведет его из религии: взгляды Матуриди по этому вопросу приведены в произведении Абу Исхака Ибрахима ибн Исмаила ас-Саффара аль-Бухари «Масаиль». Абу Исхак передает эти взгляды так, будто слышал их лично от него. Однако, Абу Исхак ас-Саффар аль-Бухари, ушедший из жизни в 534/1139-м году жил через 200 лет после Матуриди. Есть серьезные сомнения в том, что он передает это напрямую от него и что эти взгляды имеют к нему какое-либо отношение. Наряду с этим, несмотря на то, что на первый взгляд эти мнения могут показаться противоречащими общему пониманию вопроса Матуриди, однако, если внимательно рассмотреть его взгляды по вопросу разделению веры и поступков, то проблема решится и станет ясно, о чем здесь сказано. Здесь не называется неверующим за свои грехи деспотичный правитель, но в неверии обвиняется тот, кто, принимая несправедливость за справедливость, называет деспота справедливым правителем.

Согласно Матуриди, оставление каких-либо обязанностей или совершение грехов не выведет человека из религии, однако, отрицание запретности чего-либо, что явно запрещено священными текстами, и называние этого дозволенным, выводит человека из религии. Потому что здесь речь идет о представлении запрещенной несправедливости, как дозволенной справедливости. Поэтому Матуриди критикует тех, кто впроповедях называет несправедливых правителей справедливыми и применяет к ним имена и эпитеты Аллаха, говоря:

«Тот, кто назовет правителя, некоторые поступки которого несут в себе несправедливость, справедливым, будет считаться неверующим. Другими словами, такой эпитет по отношению к правителю можно применить лишь в том случае, если он справедлив во всех своих поступках и никогда никого не притесняет. Однако, если, несмотря на то, что человек в некоторых своих поступках был несправедлив и нечестен, но кто-либо все равно называет его справедливым, то, таким образом, он называет притеснение и несправедливость справедливостью, одобряет все это, что выводит его из религии. Титул «Шах шахов» же может быть использован лишь по отношению к Аллаху. Его нельзя использовать по отношению к кому-либо другому. Совершенно неверно называть так кого-либо из людей. Неправильно используется также выражение «Властелин/хранитель общин»; потому что слово «общины» охватывает людей, джиннов, ангелов и других живых существ. Такое определение же справедливо лишь по отношению к Аллаху. Что касается выражения «Султан всего» и подобных, то и они являются ложью, потому что если ложь запрещена в любых обстоятельствах, то, как она может быть дозволена во время пятничной проповеди при обсуждении вопроса халифата. Если же человек, говоря это, в душе думает по-другому, можно надеяться, что он будет прощен Аллахом».

Если наша цитата от Абу Исхака верна, то становится понятным, что Матуриди критиковал правителей своего времени за совершаемые ими несправедливые и нечестные поступки. В официальных источниках наблюдается серьезный недостаток информации об отношениях Матуриди с правителями. Кажется, что, как и Абу Ханифа, он избегал назначения на официальную должность. Это может быть одной из причин того, что его имя не так часто упоминается в источниках. Он даже раскритиковал Абу-ль Касыма аль-Ка’би, находящегося в тесных связях с чиновниками и выполняющего должности писаря, за эти связи и сказал: «Если и есть кто-то, кто заслужил проклятий, то больше всего на эту роль подходит автор вышеприведенного утверждения, потому что известно, что он совершал поступки, которые можно назвать греховными, а также находился в связи с несправедливыми чиновниками».

Еще один случай, демонстрирующий, что Матуриди не считал правильным иметь связи с несправедливыми и нечестными султанами, а также их официальными наместниками, приводится в произведении Абу-ль Хасана ар-Рустугфени «Фаваид». Согласно этой истории, один из чиновников султана того времени остановился в доме одного из учеников Матуриди. Ученик пожаловался на это Матуриди. На это Матуриди отправляет гонца к султану, чтобы тот приказал освободить дом ученика, но султан дает отрицательный ответ. Согласно преданию, Матуриди проклинает человека, занявшего дома, после чего этот человек заболевает и освобождает дом . Все эти предания не дают достаточной информации об отношениях Матуриди с чиновниками той эпохи, но дают понять, что у него были проблемы в отношениях с ними, а также, что он не хотел занимать официальные должности.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home