• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Интервью с Махмудом Асгатом Эфенди

Время чтения: 4 мин
2735

Что волновало наших единоверцев сто лет назад? На какие важные и животрепещущие вопросы искали ответы передовые мусульманские религиозные деятели? Как отражались эти темы в   прогрессивных газетах? Живо откликалась на них популярная в то время газета «Юлдуз», издававшаяся на протяжении двенадцати лет (с 1906 года по 1918 год) выдающимся ученым-исламоведом, журналистом и общественным деятелем Ахмадхади Максуди (1868-1941). В одном из номеров этого издания за 24 сентября 1913 года было опубликовано интервью с тогдашним шейхульисламом Турции Махмудом Асгатом Эфенди (1847-1918), который находился с визитом в то время в Санкт-Петербурге. 


  …Воспользовавшись этим обстоятельством, корреспондент поинтересовался у Махмуда бея его взглядами на состояние религии, тенденциями в духовной жизни мусульманских стран, о набирающих силу движениях среди правоверных, таких как панисламизм и пантюркизм.


Махмуд Асгат Эфенди приветливо встретил корреспондента и с любезностью согласился ответить на его вопросы. Прежде всего, он отметил, что ему оказан сердечный прием со стороны представителей России и, в частности, русского населения. «Мне доставило большое удовольствие общение с русскими людьми. Я – турок, и повсеместно по отношению к себе ощущал доброжелательность и внимание». А затем он перешел к ответу на вопросы, которые поставил перед ним корреспондент.


- Вы пожелали узнать мое мнение по отношению к панисламизму. Однако, прежде всего, необходимо уточнить, как мы понимаем панисламизм. Если мы подразумеваем под этим движением политическое единение всех мусульман всего мира, то эта цель является в принципе недостижимой. В настоящее время вы прекрасно знаете, что такого панисламизма в Турции  нет. Духовные и материальные потребности турков Османской империи тесно связаны с положением дел в государствах Западной Европы, и с этой точки зрения подобный панисламизм не очень-то приемлем для них. Именно потому призывы к политическому панисламизму не принесут никаких положительных результатов, и это даже невозможно, так как в этой идее нет должной правовой силы. А неосторожные и вызывающие высказывания отдельных представителей панисламизма способны вызвать среди христиан недоброжелательность по отношению к мусульманам. Увлечение идеями панисламизма, возможно, будут иметь гибельные последствия для мусульман. И это будет величайшим преступлением против мусульман Турции. Если же политики Турции будут стремиться в духе панисламизма к объединению всех правоверных, они совершат тягчайшее преступление против нашего государства, ведущее его к краху.


- Вы утверждаете, что в Турции нет признаков панисламизма. А как вы оцените действия Шахбандарзаде Ахмеда Хильми, который в минувшем году начал издавать газету «Хикмат»?


- Шахбандарзаде эфенди человек своеобразный, он является рабом своих пристрастий. Идеи панисламизма распространяются не только у нас. Они также проникли во все страны, где проживает мусульманское население. Это обстоятельство является питательной средой для людей безответственных и лиц, преследующих какие-то своекорыстные цели. Так уж заведено в действительности - и в прошлом, и в настоящем.


- Как вы относитесь к взглядам и деятельности Джамалутдина аль-Афгани?


- Я уже говорил от том, что во все времена и везде были люди, в некоторой степени увлеченные мечтами и ложными представлениями. Джамалутдин аль-Афгани является ярким примером подобного типа. Отличительная его черта -  двуличие. К слову, в каждом мусульманском государстве можно в настоящее время встретить таких двуличных людей. Увлечение политикой панисламизма не несет пользы в правовом отношении и особенно для людей, которые отличаются своим двуличием. Иное дело когда речь идет о духовном сближении, связи всех правоверных. Для того, чтобы воссоздавать такую связь, нет необходимости, так как она существует с давних пор и разорвать ее каким-либо способом совершенно невозможно. Подобно тому, как всех католиков собирает вокруг себя человек, который наделен полномочиями папы римского, эта духовная связь собирает всех мусульман мира в единую семью. Между католиками и папой нет каких-либо политических взаимосвязей, так и в связях мусульман между собой отсутствуют политические мотивы. Духовная связь между правоверными обусловлена единством веры и религиозных обрядов что, конечно же, вполне естественно.


- Как, на ваш взгляд, не повлияли ли на повышение активности мусульман и актуализацию политических идей панисламизма  военные действия  на Балканах и проблема города Эдирне?


- Никак нет, причина этому совершенно в ином. Эта активность не является следствием того, что мусульмане пошли на сближение в политических взглядах с Турцией, а прежде всего в связи с тем, война переросла рамки одной страны - Турции и, вполне вероятно, затрагивает интересы мусульманских стран. Так как налицо опасения за участь правоверных: не подвергнутся ли они таким же страданиям, которым подвергаются их единоверцы на территориях, захваченных войсками коалиционных государств.


(продолжение следует)

Islam-Today

 

Социальные комментарии Cackle