• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Дворяне не первого сорта

Время чтения: 7 мин
7721

Известно, что основателями многих  российских дворянских родов являются  татары, но их традиционно относят к русскому  православному дворянству. Сред самих же татар-мусульман дворян было немного.

…После Смутного времени и освобождения России от поляков, в котором татарские дворяне-мусульмане принимали активное участие, власть вынуждена была отметить их заслуги значительными земельными наделами.

Ситуация начала меняться после 1622 г., когда был издан указ, запрещавший татарским феодалам иметь на своих дворах крепостных-христиан, «чтоб однолично татаровя русских людей ни коими мерами не басурманили».

В 1649 г. Соборное уложение  окончательно  зафиксировало  запрещет  мусульманским мурзам и князьям иметь крепостных православной веры.

Нужно понимать, что дворянство первоначально складывалось как служилое сословие. Дворяне получали свои поместья и крепостных в первую очередь для того, чтобы обеспечить возможность по приказу государя выступить «людно, конно и оружно» в военный поход . То есть крепостные крестьяне в поместье были нужны не для выполнения прихотей барина, а для обеспечения его боеспособности.

Татарско-мусульманское дворянство фактически было ликвидировано при Петре I.

Реформируя  армию, Петр не видел ценности в служилых татарах, которые составляли значительный контингент дворянской поместной конницы, и предложил им либо креститься и остаться дворянами либо, сохранив свою веру, «сдать» поместья в казну и превратиться в крестьян.

Бывшие князья и мурзы, не пожелавшие сменить веру предков, были переведены в податное сословие, крестьянствовали, торговали, исполняли возложенную на мусульман Поволжья лашманскую повинность, работая на лесоповалах и заготавливая корабельный лес.

Ситуация, сложившаяся в ходе русско-турецких войн конца XVIII века изменила отношение к мусульманской знати. Указами от 1 ноября 1783 г. и 22 февраля 1784 г. было разрешено принимать «татарских мурз и чиновных людей» на службу, присваивать им офицерские звания, что автоматически влекло получение статуса российского дворянина и позволяло «князьям и мурзам татарским пользоваться всеми преимуществами российского дворянства», и кроме главной – владеть и распоряжаться крепостными христианского вероисповедания. Учитывая, что среди мусульман крепостных практически не было, формулировка о пользовании всеми правами содержала определенную  долю лукавства.

По указу 22 февраля 1774 г. те мурзы и князья, которые могли подтвердить свое благородное происхождение документами, подлежали восстановлению в дворянском сословии.

На практике же оказалось не так просто: даже при предъявлении необходимых документов местное дворянское собрание, рассматривавшее прошение заявителя, часто считало их недостаточными и требовало дополнительные сведения. Кроме того, по этому указу дворяне-мусульмане должны были быть записаны «в герольдиях особым списком».

По указу Павла I от 29 ноября 1796 г. в Оренбургской губернии в дворянском звании были восстановлены 235 князей и мурз из родов Янбулатовых, Акчуриных, Маматкозиных-Сакаевых, Чанышевых, Дивеевых, Маминых, Маматкозиных, Кашаевых, Яушевых, Шихмаметовых, Бигловых, Еникеевых и Терегуловых.

В 1797 г. именным царским указом были причислены к потомственному дворянству 350 человек, в том числе 231 – из Оренбургской, 8 – из Тамбовской, 15 – из Саратовской, 96 – из Пензенской губернии.

Затем процедура утверждения в дворянском звании татар-мусульман усложнилась.

По закону от  27 марта 1840 г. дворяне-мусульмане были вынуждены дополнительно просить о внесении своих детей в родословную книгу, подтверждая их права наличием метрического свидетельства из Оренбургского магометанского духовного собрания о законном рождении, несмотря на то, что потомственное дворянство автоматически передавалось детям и потомкам. При отсутствии метрического свидетельства, согласно этому же указу, разрешалось предоставление родословной, подписанной предводителем дворянства и засвидетельствованной ближайшими родственниками, уже состоящими в дворянстве; также требовались свидетельство 12 дворян о соответствующем человеку благородного происхождения образе жизни и выписка из присутственного места о том, что проситель, а также его отец и дед не состояли в подушном окладе. Если проситель, его отец, и деды находились в подушном окладе, то их, после подтверждения представленных доказательств, восстанавливали в дворянском сословии на правах однодворцев.

Следует отметить, что земельные наделы – главный источник доходов дворянства дореформенной поры  - у основной массы  мусульманских дворян были незначительны.

Крупными землевладельцами считались Тевкелевы (38 тысяч десятин), Терегуловы и Еникеевы(более 7 тысяч десятин).
Кроме того, дворянство можно было заслужить, поступив на военную или гражданскую службу. Присвоение офицерского звания (до 1845 г.) автоматически означало получение  дворянства.

Впрочем, стать дворянином именно таким путем было очень трудно. Гражданская служба требовала от чиновника хорошего знания русского языка и протекции, которой у татар, как правило, не было (исключение – Оренбургская пограничная комиссия, где татары служили в основном переводчиками и некоторые из них сделали что-то вроде успешной карьеры).

Заслужить звание офицера даже в ходе продолжительных наполеоновских войн  было  крайне трудно, так как при Павле  I производство рядовых, происходивших из податных сословий, было ограничено. Для этого простолюдину нужно было отслужить не менее 12 лет в должности унтер-офицера (современный аналог - сержант). За всю кровопролитную кампанию 1812 года  таким образом из унтер-офицеров-простолюдинов в офицеры были произведено  всего 42 человека.

И все же по итогам войн с Наполеоном в 1814 г. в Уфимском дворянском собрании было возведено в потомственное дворянство 64  ытатарских мурз. В основном это были чины башкиро-мещеряцкого войска и Тептярских полков – частей нерегулярной конницы, организованной по типу казачьей.

При Николае  I получение наследственного дворянства  было затруднено и  с 1845 г. стало возможным лишь   по достижении чина восьмого класса (для военных) и пятого класса (для гражданских) по Табели о рангах (звания  капитана и статского советника соответственно), а с 1856 года - чина шестого  класса (для военных) и четвертого класса (для гражданских чинов), (полковника и действительного статского советника соответственно).

Для большинства младших армейских офицеров и чиновников эти высоты были недостижимы.

Для подавляющего большинства офицеров «потолком» был чин десятого класса – штабс-капитан, для чиновника перспективы были еще меньше. Как тут не вспомнить  гоголевского Акакия Акакиевича – «вечного титулярного советника» (чин девятого класса).

Все это заставляло чиновников (чиновников-татар особенно) прикладывать чрезмерные усилия, чтобы выслужиться.

Небезызвестный А. Герцен  в своем произведении «Былое и думы»  привел один из таких примеров, когда  исправник (полицейский чиновник в уезде) татарин-мусульманин по фамилии Девлет-Килдеев принимал активное участие в крещении язычников – черемисов (марийцев). Герцен иронически назвал его «равноапостольным татарином» и  с сарказмом добавил: «Апостолу-татарину правительство прислало Владимирский крест [орден святого Владимира] за распространение христианства!...По несчастию, забыли прибавить, что усердие к церкви было тем более бескорыстно у него, чем твёрже он верил в исламизм».

Следует добавить, что среди дворян  татар-мусульман  Волжско-Уральского региона лишь двое смогли дослужиться до звания генерала (Равиль Сыртланов и Абдулазиз Давлетшин). Да и то они получили свои генеральские чины уже после 1905 года. На флоте же известен лишь один  офицер из татар-мусульман  – Исхак Ислямов - генерал-майор корпуса гидрографов, получивший свое звание в 1917 году.

Здесь все объясняется просто – путь в Морской корпус, готовивший строевых офицеров флота, для нехристиан был официально закрыт. Ислямов – сын унтер-офицера-сверхсрочника  1-го флотского экипажа - окончил Николаевское морское училище, готовившее технических специалистов флота.

Русское дворянство своих «собратьев по классу» из числа татар-мусульман также  не ставило вровень с собой.
К примеру, в Казанской губернии в VI часть (древние благородные роды) родословной книги не был внесен ни один дворянин-мусульманин.

Больше всего потомственных дворян-мусульман проживало в Уфимской, Пензенской и Оренбургской губерниях. В Уфимской губернии их вообще было большинство (54,5% всех дворян в губернии – в основном офицеры  башкиро-мещеряцкого войска, командиром которого  был генерал-христианин).

В целом же в Волго-Уральском регионе (Уфимская, Пензенская, Оренбургская, Саратовская, Самарская, Казанская, Тамбовская, Симбирская, Рязанская губернии)  мусульмане-дворяне составляли в среднем  от 18%  (Пензенская) до  0,7% (Рязанская) численности всех потомственных дворян.

Подводя итог, можно сказать, что мусульманское дворянство не было заметной прослойкой в татарском этносе.

Особняком здесь стоят польско-литовские татары, за которыми при вхождении в состав России бывших польских земель были сохранены все  их дворянские привилегии, в том числе и право владеть крепостными крестьянами-христианами. Впрочем, таких дворян было не много, они проживали на крайнем западе империи, не соприкасаясь с основной массой татарско-мусульманского  населения.

Без всякого сомнения, они были мусульманами, но их связь с  татарским этносом – тема для будущих исследований.

На фото: 1906 год. Члены мусульманской фракции Государственной Думы. Среди них было немало дворян.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle