"Если XX век можно считать веком борьбы с религией, то сейчас мы видим, что XXI век - это век религиозности"

2465

Сегодня мировая цивилизация столкнулась с невиданным проявлением терроризма, экстремизма и нарушением прав человека. Риски международного терроризма, проблема беженцев, столкновение между светскими и религиозными кругами общества, все большее стремление ультраправых политических сил прийти к власти в развитых странах – все это трансформирует привычные политические и ценностно-нормативные параметры социального устроения, а также придают импульс новым дискуссиям относительно религиозных интенций  в современном мире.

На мой взгляд, это происходит из-за исчерпания гносеологического и политического потенциала секуляристкой концепции мира, настаивающей на том, что в ходе развития человечества будут утрачиваться базовые значения, такие как, например, религиозное мышление, практика и институты.

Мы повсеместно видим увеличение роли традиционных религий в XXI веке. Не случайно доктор Гарвардского университета Сэмюэль Хантингтон еще 1993 году в своей книге «Столкновение цивилизаций» описывал усиление в XXI веке роли религии, например, он, выделил следующие религиозные цивилизации, которые будут доминировать в будущем: исламская, индуистская, православная и буддистская.

Я не согласен, с американским ученым, который пытается доказать, что разделение мира по религиозному признаку ведет к противостоянию цивилизаций и даже конфликтам между ними. Наоборот, религия, являясь глубинной константой идентичности человека, обеспечивает цивилизационную устойчивость и дает ключ к пониманию современного мира.

В общероссийском контексте преломление религиозной идентичности в политических и ценностных параметрах представляется многоаспектным из-за российской поликонфессиональности. На мой взгляд, важно подчеркнуть, что в российской традиции цивилизационная идентичность может быть проинтерпретирована и как сосуществование различных конфессиональных традиций. Мирное сосуществование в России цивилизациобразующих религий становится основанием российской идентичности и специфического мировоззрения и культуры.

Например, по данным исследования Российской Академии Наук (РАН), три четверти всех респондентов считают Россию особой цивилизацией, несовместимой с западным образом жизни и мировоззрением. Можно сделать вывод, что главным фактором социальной консолидации в нашей многонациональной и поликонфессиональной стране, является осознание единства культурного поля. Россия  - это единство народа, во всем его многообразии!

Ислам рассматривает широкую палитру языков, народов, рас, конфессий как объективную данность.

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

«О, Люди! Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга», - говорится в 13 аяте суры «аль-Худжурат» Благородного Куръана.

Этот важный аят указывает на то, что в основе отношений между цивилизациями стоит взаимное познание,  а не борьба и противостояние друг с другом. Не случайно в исламе есть целая наука «Та'аруф аль – хадарат» (Взаимное познание цивилизаций).

Пророк Мухаммад ﷺ  сказал: «Нет преимущества араба над неарабом».

Также известный толкователь Куръана Ибн Касир в своей книге «аль – Бидайа ва ан-нихайа» пишет: «Удивительно, что некоторые не принимают творения Аллаха такими, какие они есть. Всевышний Аллах, по Своей мудрости, сотворил людей разными».

Принадлежность к традиционным для России конфессиям повышает патриотические настроения россиян, актуализирует чувство Родины и желание жить в ней, а также повышает уровень ощущения себя гражданином страны. По тем же данным исследования РАН с утверждением, что Родина одна и нехорошо ее покидать, согласны 58% православных христиан и мусульман России, но в тоже время только 51% атеистов согласен с этим утверждением.

Также считаю необходимым привести следующие цифры: 87% православных и 91% мусульман считают, что никогда не может быть оправдания оскорблению чувств верующих и посягательствам на религиозные святыни. А, например, у атеистов всего 68 % респондентов думают аналогичным образом.

Резюмируя итог исследований, можно с уверенностью отметить, что верующие граждане России – это наиболее патриотичная и терпеливая часть общества, иными словами, это опора нашего государства и мощнейший фактор стабильности российского государства. Приведу последние цифры – 30% россиян считают, что религиозные организации должны работать только в сферах удовлетворения религиозных потребностей, а остальные 70% опрошенных, включая и атеистов считают, что религиозные организации играют важную социально-значимую роль в различных сферах общественной деятельности и соответственно органам государственной власти необходимо сотрудничать с ними.

Еще четырнадцать веков назад ислам сделал великий призыв к объединению всего человечества:

قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْاْ إِلَى كَلَمَةٍ سَوَاء بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلاَّ نَعْبُدَ إِلاَّ اللّهَ وَلاَ نُشْرِكَ بِهِ شَيْئًا وَلاَ يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضاً أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللّهِ فَإِن تَوَلَّوْاْ فَقُولُواْ اشْهَدُواْ بِأَنَّا مُسْلِمُونَ

«О, люди Писания (христиане и иудеи)! Давайте придем к единому слову для нас и для вас о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Бога, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Богом» (Благородный Куръан, «Аль Имран», аят 64).

Спокойная религиозная ситуация, как правило, наблюдается в обществах, имеющих ярко выраженную конфессиональную доминанту, или в социумах, в которых поликонфессиональный уклад имеет длительную историю и религии научились жить вместе. В 922 году Волжская Булгария приняла ислам в качестве государственной религии, а Русь в 988 году – христианство. Иными словами, Россия обладает уникальной, тысячелетней историей сосуществования цивилизациобразующих религий, и мы можем и должны стать добрым примером для всего человечества.

Уверен, что многие из собравшихся в этом зале знакомы с трудами известных мировых политологов и аналитиков. Например, упомянутый в начале моего выступления Сэмюэль Хантингтон - известен также как автор «Теории волн демократизации».

На мой взгляд, можно ярко проследить и религиозные волны. Например, если XX век можно считать веком борьбы с религией, то сейчас мы отчетливо видим, что XXI  век - это век религиозности. Религиозный фактор с каждым годом будет играть все большую роль в международной и внутренней политике государств мира. Поэтому все общественно-политические и экономические акторы, такие как государственные органы, религиозные и общественные организации, транснациональные компании, должны вместе формировать здоровое общество, далекое от экстремизма и нетерпимости.

Великий исламский правовед и праведник Хасан аль-Басри сказал: «Каждый правитель, который придавал величие делу религии, вызывал у своих подданных чувство благословения и считался вершителем великих дел».

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин.

Конференция «Коранический и светский взгляд на идеологическое противостояние: геополитические последствия разгрома псевдоисламских структур на Ближнем Востоке»

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home