• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Напоминание "религиозным перфекционистам"

Время чтения: 5 мин
6687

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Некоторые мусульмане в стремлении к совершенству в вере начинают истязать себя чрезмерностью и излишней строгостью в поклонении. В основе такого усердия лежит убеждение, что только постоянное поклонение и совершенство дел могут спасти человека и ввести его в Рай. Такие намерения с одной стороны похвальны, если бы не их последствия. По наблюдениям, такое поведение часто приводит к срывам – человек, проводивший долгое время в воздержании, в какой-то момент «срывается» и погружается во все грехи, от которых берег себя.

Иногда чрезмерность в каком-либо одном вопросе «компенсируется» распущенностью в другом. Стоит также отметить, что постоянное напряжение и осторожность, в котором находятся такие люди, отражаются на их отношениях и психическом состоянии. Они чаще всего чувствуют себя подавленно, пребывают в унынии, их нетерпеливость отталкивает окружающих. Поэтому было бы уместно разъяснить данный вопрос в свете наставлений Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

  1. Чрезмерность губительна

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, (многие) кто был до вас, погибли именно из-за этого» (от Ибн Аббаса) В другой версии говорится: «Погибнут (иссохнут духовно, душевно, психологически) те, кто щепетильны и чрезмерно строги». Он, да благословит его Аллах и приветствует, повторил эти слова трижды.

  1. Запрещено усложнять и отталкивать

Ислам толерантен. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не требовал от сподвижников и последователей истощения, самоистязания. Когда человек приходил с желанием принять Ислам, он давал ему легкие и простые наставления. Например, наставление о единобожии, соблюдении 5 столпов Ислама. Он порицал тех, кто ущемлял свое тело, обделял своих подопечных в правах по причине религиозного усердия. Ведь когда человеку без надобности усложняют религиозную практику, «обкладывают» запретами вокруг, это скорее вызывает отторжение, чем желание им следовать. Как сказано в одном из хадисов: «Поистине, эта религия легка. Но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его» (Бухари)

  1. Всему свое время

Сообщается, что Ханзаля аль-Усаййиди, который был одним из писцов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Однажды меня встретил Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, который спросил: «Как поживаешь, о Ханзаля?» (В ответ ему) я сказал: «Ханзаля стал лицемером!» Он воскликнул: «Преславен Аллах! Что ты говоришь?!» Я сказал: «Когда мы бываем у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, напоминающему нам о рае и аде, то будто видим и то, и другое, когда же мы покидаем его и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием средств к жизни, то многое забываем!» Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Но, клянусь Аллахом, нечто подобное происходит и с нами!», — (после чего) мы с Абу Бакром пошли к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и я сказал (ему): «Ханзаля стал лицемером, о посланник Аллаха!» Он спросил: «В чём же это (выражается)?» Я сказал: «О посланник Аллаха, когда мы приходим к тебе и ты напоминаешь нам о рае и аде, то мы будто видим и то, и другое воочию, когда же мы покидаем тебя и начинаем заниматься своими жёнами, детьми и добыванием пропитания, то многое забываем!».

(Выслушав меня,) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если бы постоянно находились вы в том состоянии, в котором находитесь у меня, и всегда поминали (Аллаха), то ангелы пожимали бы вам руки(, где бы вы ни были — ) в постели или в пути, однако, о Ханзаля, всему своё время», — повторив (эти слова) трижды». (Муслим) Всевышний одобрил для человека создание семьи, мирской труд, производство, халяльную торговлю, зарабатывание денег, поддержание хороших отношений с другими, встречи и многое другое, что на первый взгляд не имеет прямого отношения к поклонению. Но все это нельзя игнорировать. Всему свое время – и мирским делам, и поклонению, и дому, и мечети, и труду, и отдыху. Всевышний разнообразил нашу жизнь различными сферами деятельности и все в ней может быть поклонением, если это делается на благо и с именем (и с верой в) Аллаха.

  1. Рай открывается милостью Аллаха

Читали ли вы когда-либо о Рае? Слышали ли о его прелестях, которые трудно даже вообразить и которые не годятся ни в какое сравнение с удовольствиями мирской жизни? Неужели мы настолько самонадеянны, что может думать, что можно заслужить даже запах Рая? Невозможно. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается следующее: «(Однажды) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Приближайтесь, и придерживайтесь правильного и знайте, что никто из вас не спасётся благодаря (одним лишь) делам своим» (Люди) спросили: «И даже ты, о Посланник Аллаха?» Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «И я, если только не проявит Аллах милосердие и не окажет мне милость Свою». (Муслим) Это не значит, что делать добрые дела бессмысленно, но значит, что не стоит обольщаться своими делами, так как последнее слово – за Всевышним. И Его милость лучшая награда за наши труды.

  1. Переменчивость сердца

Как бы старательно человек себя не наставлял (в уме), настрой его сердца не может оставаться неизменным. «Сердце» на арабском звучит как «кальб». И оно так названо по причине его изменчивости («такъаллюб»). «И поистине, сердце подобно пёрышку в пустыне, которое зацепилось за основу дерева, а ветер переворачивает его с одной стороны на другую» Также передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет ни одного сердца, которое не закрывалось бы облаком подобно облаку, закрывающему луну, когда она сияет, и так, что внезапно становится темно, но когда оно (облако) уходит, она сияет вновь» (От Абу Наима)

Всевышний создал человеческое сердце изменяющимся. Сейчас оно в одном состоянии, через некоторое время – может быть в другом, противоположном. Эту особенность нужно учитывать, чтобы не требовать от себя и других постоянства, которое противоречит сущности человека. Намерения меняются, но это опять же не означает, что можно отнестись безответственно к своим обязательствам. Это лишь значит, что нужно быть более мягкими и снисходительными как к себе, так и другим. Ведь «тот, кто милует, будет помилован».

Все вышесказанное подводит к тому, что рамки религии гораздо шире наших представлений о ней. Мы знаем достоверные истории, в которых говорится о праведниках, ставших обитателями Огня, и о грешниках, ставших обитателями Рая. И также из многих хадисов мы знаем, что милость Аллаха открывается не только тем, кто умирает на поле битвы или постоянно пребывает в молитвах. Есть люди, которых Всевышний Аллах помиловал за один добрый искренний поступок! Например, история прелюбодея, прощенного за его милость к собаке. Поэтому нельзя требовать от себя и окружающих невозможного, того, что сломает личность, от чего он впадет в уныние и отвергнет религию по причине ее сложности. Наша религия легка. И милость Аллаха безгранична. Только мы к себе порой несправедливы…

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle