Праздник Курбан байрам и раскол российской общины
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Постись, когда они постятся, разговляйся, когда они разговляются, и приноси жертвоприношение тогда, когда они приносят жертвоприношение». (Сахих хадис, передан Ат-Тирмизи (2/37).
Аль-Байхакы передал от Абу Ханифы, который сказал: «Али ибн Аль-Акмар сообщил мне от Масрука, который сказал: «Я пришел к Аише в день Арафата, и она сказала: «Дайте Масруку каши, и сделайте ее послаще». Масрук сказал: «Ничто не отвратило бы меня в тот день от поста, если бы не опасение, что это может быть день жертвоприношения. Аиша сказала мне: «День жертвоприношения – когда люди приносят жертву, и день разговения – когда люди разговляются».
Цепь передачи повествования – джайид (хорошая), из-за предшествовавшего повествования. Абу-ль-Хасан Ас-Синди сказал в Хашийа аля Ибн Маджа, после упоминания хадиса Абу Хурайры, переданного Ат-Тирмизи: «И его очевидное значение в том, что нет места ни для личных мнений в подходе к этим делам, ни для личных действий в них. Наоборот, это дело возвращается руководителю мусульман и джамаату (общине мусульман). Каждый человек обязан следовать за имамом и джамаатом. Среди этого: если некий человек видел луну, но кади отклонил его свидетельство, то этот человек не имеет права в этих вопросах, но должен следовать в этом за джамаатом".
И этот смысл, который очевидно выводится из хадиса, и который подтвержден тем, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) использовала этот хадис (в разговоре) с Масруком, когда он завершил пост в день Арафата, опасаясь, что это может быть день жертвоприношения. Она объяснила ему, что в этом деле у его личного мнения нет никакого веса, и что он должен следовать за джамаатом. Поэтому она сказала ему: «День жертвоприношения – когда люди приносят жертву, и день разговения - когда люди разговляются».
И это – то, что соответствует легкому и терпимому исламскому шариату, одна из целей которого – объединение людей, укрепление их рядов и отдаление от них всяческих личных мнений, которые раскалывают их единство. Поэтому шариат не придает никакого веса персональному мнению в вопросах ибада джамаийа (коллективное поклонение), таких как: пост, ид (праздник) и молитвы в общине, даже если это мнение правильно, с одной стороны.
Тафаррук - раскол в религии – большее зло, чем наличие ихтиляф - разногласия - в некоторых мнениях.
С уважением, Абдуррауф Забиров
муфтий Единого духовного управления
мусульман Пензеской области