Правовые решения, вытекающие из законного акта бракосочетания
1. Стороны становятся дозволенными друг для друга:
Религия Ислам уделяет особое внимание тому, чтобы отношения между мужчиной и женщиной соответствовали определенной дисциплине. Ислам запрещает внебрачные отношения, приказывая даже не приближаться к этому (аль-Исра 17/32). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также запрещал оставаться наедине с чужими женщинами (Бухари, Джихад, 140; Никях, 111). После заключения акта бракосочетания все эти запреты снимаются. И теперь, даже если не будет сыграна свадьба, с юридической точки зрения эти люди составляют супружескую пару, являясь мужем и женой, которые в любое время могут оставаться наедине.
2. Возникает обязанность по обеспечению средствами к существованию:
В соответствии с исламским семейным правом, обеспечение семьи всем необходимым является обязанностью мужа. Даже если муж будет бедным, а жена богатой, то и в этом случае данное положение остается неизменным. Мужчина со дня женитьбы должен обеспечивать дом и свою жену всем необходимым. В вопросе материального обеспечения принимаются во внимание социальное и материальное положение обеих сторон. По этому поводу существуют разные мнения, в соответствии с некоторыми из них за основу берется материальное состояние мужа, а по мнению других – жены.
Брак является той важной структурой, которая может существовать только на основе взаимного согласия и самопожертвования. Наряду с этим, факихи отдельно распределили права и обязанности мужа и жены. На этом основании будет лучше, если дом, в котором будут жить молодожены, будет отдельным. Без согласия жены муж не может поселить в том же доме своих родителей или детей от другого брака. И точно так же муж может запретить приходить в этот дом тем людям, которых он не желает видеть. Этот запрет был несколько смягчен в отношении родственников жены.
Если после заключения акта бракосочетания женщина без веских на то оснований не захочет переселиться или покинет тот дом, который нашел муж, то в этом случае эта женщина будет считаться «нашиза» (непокорная, упрямая). И до тех пор, пока она будет упорствовать в этом, она не будет обладать правом быть обеспеченной средствами к существованию. Однако если женщина покинет дом мужа по уважительным причинам, то муж обязан будет обеспечивать ее средствами к существованию, и в этом случае женщина не будет считаться «нашиза».
Если у женщины есть служанка, то по мнению муджтахидов, муж женщины также обязан обеспечивать средствами к существованию и ее.
В нормальных условиях государство и судебные инстанции не вмешиваются в события, происходящие внутри семьи. Но в том случае, если мужчина допускает изъяны в обеспечении своей жены средствами к существованию, и она обратится с жалобой в суд, тогда судья может установить конкретный размер средств, которыми муж должен будет обеспечивать свою жену.
3. Женщина обретает право на получение махра:
С заключением акта бракосочетания женщина обретает право на получение махра. Однако это право может изменяться в зависимости от последующих ситуаций. Вне зависимости от того, был ли при заключении брака указан размер махра или нет, женщина получает право на него. Это право, в том случае, если размер махра был установлен, именуется махр-мусамма (установленный махр); если же размер махра не был определен, то это право будет именоваться махр-мисли. Однако получение женщиной права на весь махр привязано к брачной ночи, которая должна стать кульминацией акта бракосочетания. Кроме того, если одна из сторон умрет до брачной ночи, то и в этом случае женщина получает право на весь махр. В том случае если умершим является муж, то махр выплачивается из оставленного им наследства. Если же умершей является жена, то в этом случае мужчина выплачивает махр наследникам женщины.
В том случае, если до брачной ночи произойдет развод, то для этой ситуации существуют особые правовые решения, связанные с уменьшением размера махра. Если брак, будет, расторгнут до брачной ночи по причинам исходящим от женщины, то в этом случае она будет лишена права на получение махра.
4. Дозволенное уединение (хальват) приравнивается к брачной ночи:
Большинство правовых решений, касающихся брака, вступают в силу с момента заключения никаха, но наряду с ними существуют также правовые решения, вступающие в силу после первой брачной ночи. В литературе по фикху для обозначения первой интимной связи используется термин «зифаф». Если после заключения брака, стороны уединятся, то это будет расцениваться как зифаф, и это станет причиной вступления в силу соответствующих правовых решений. Пребывание наедине мужчины и женщины связанных узами брака, в обстановке, где отсутствуют религиозные или иные преграды для совершения полового акта, именуется дозволенным уединением.
1.1. Будет установленным происхождение ребенка:
В соответствии с исламским правом, для того, чтобы ребенок считался законнорожденным, необходимо, чтобы он родился от родителей, состоящих в браке. Сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, не состоящими в браке, расцениваются как прелюбодеяние, и родословная ребенка родившегося в результате этих отношений, будет неопределенной. В связи с этим, между никяхом и родами должен пройти хотя бы минимальный срок беременности. Не смотря на то, что в отношении минимального срока беременности в канонических текстах нет каких-либо конкретных указаний, исламские правоведы на основании изучения 15-го аята суры Ахкаф и 14-го аята суры Лукман, определили этот срок как шесть месяцев. В этом вопросе также необходимо принимать во внимание уже проведенные медицинские исследования, а также исследования, которые будут проводиться в будущем. Дети, родившиеся по истечении этого срока, считаются законнорожденными. Для признания ребенка законнорожденным, согласие отца не является условием, достаточно того, чтобы отец, в тот момент, когда узнал о рождении ребенка, не отверг своего родства с ним. В случае если отец отвергнет свое родство с ребенком, это не будет сразу означать, что ребенок является незаконнорожденным, в этой ситуации начинается процедура именуемая «лиан».
1.2. Между человеком, вступающим в брак и родственниками его супруги/супруга, возникают родственные связи:
Как было упомянуто ранее, данный вид родства является препятствием для брака. Эти родственные узы образуются, даже если между супругами не было половой близости.
1.3. В случае смерти одного из супругов вступают в силу правовые решения, связанные с наследством:
Эта ситуация рассматривается в Коране в 12 аяте суры ан-Ниса. После заключения акта бракосочетания стороны, став супругами, становятся наследниками друг друга, даже если между ними не было половой близости.