Женщина в Исламе

Общие требования, предъявляемые к одежде мусульман и мусульманок

24773

Общие требования, предъявляемые к одежде мусульман и мусульманок

Общие требования, предъявляемые к одежде мусульман и мусульманок

Общие качества одежды мужчин и женщин

1 Одежда должна соответствовать полу ее обладателя

В соответствии с традициями конкретного общества одежда мужчин не должна походить на одежду женщин, а одежда женщин – на одежду мужчин. Другими словами, одежда не должна быть причиной уподобления друг другу полов, потому что наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть Аллах проклянет мужчин, носящих женские одежды, и женщин, носящих мужские одежды». Таким образом, он запретил такую практику, противоречащую естественному порядку жизни в духе Корана1.

Еще одним важным требованием, предъявляемым как к женской, так и к мужской одежде, является отсутствие на ней изображений живых существ.

2 Одежда должна быть из дозволенного (халяль) материала

Условие изготовления одежды из дозволенных (халяль) материалов означает, что одежда не должна быть изготовлена из запрещенных в Коране в общих выражениях шкур падали, а также из запрещенных в Сунне шкур хищных животных2. Следующим условием, предъявляемым только к мужской одежде, является то, чтобы она не была изготовлена из натурального шелка и не содержала элементов из золота, потому что наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), исходя из обозначенной в Коране необходимости избегать расточительства и запретов (харам) в виде предметов роскоши и считая их не соответствующей природе мужчин, запретил им использовать золото и шелк.

Он – да увеличит Аллах его славу – сказал:

«Золото и шелк сделаны разрешенными для женщин моей общины и запрещенными для мужчин».

«Кто носит шелк в этом мире, не сможет носить его в будущей жизни»3.

В другом хадисе наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сравнил ношение золотых колец с ношением горячего угля.

По этой причине верующий мужчина, например, не может надевать одежду из натурального шелка, носить кольца, запонки или цепочки из золота.

Но мужчины могут носить одежду, некоторые детали которой, например, ворот, рукава и т.п. украшены шелком4.

Если указанные условия не соблюдаются, одежда не будет дозволенной и красивой.

3. Одежда должна быть красивой в своей простоте

Следующим требованием материального характера к одежде является ее красота в простоте.

Очевидно, что если одежда слишком велика или слишком яркого цвета, она не будет красивой, от нее рябит в глазах у собеседников, а ее обладатель не воспринимается всерьез.

По этой причине одежда должна быть подходящего размера, а цвета ее должны быть сдержанными. Ведь целью ношения одежды наряду с прикрытием тела является и украшение человека, потому что в священном Коране наш Господь говорит, что одежда дана для украшения:

«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных мест и украшения [для одежд]»5.

Так как, одеваясь, необходимо иметь цель украсить себя, наш Господь, используя слово «зиннат» в значении «украшения» повелел приходить в являющиеся центром культуры и поклонения мечети, украсив себя одеянием6.

Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), всегда наставляющий нас следовать Корану, и сам своими действиями показывал необходимость, одеваясь, иметь цель быть красивым в простоте, и призывал к этому на словах.

Досточтимый сахаба Абу аль-Ахвас (радыйаллаху анху) передает:

«Я пришел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в лохмотьях. Между нами произошел такой разговор:

- (О Абу аль-Ахвас!) Есть ли у тебя имущество?

- Есть, о Посланник Аллаха!

- Какое имущество у тебя есть?

- У меня есть верблюды, лошади, овцы, козы и другое подобное имущество, дарованное мне Аллахом.

- (О Абу аль-Ахвас!) Если Аллах даровал тебе имущество, пусть на тебе будут видны следы Его даров!»7

О том, что одежда должна и украшать человека, мы в еще более очевидной форме узнаем из следующих хадисов нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

«(О верующие!) Вы навещаете своих братьев по вере, поддерживаете связи друг с другом. Поэтому уделяйте внимание виду и чистоте вещей, которые есть при вас. Держите вашу одежду в порядке и украшайте ее, чтобы привлекать внимание людей. Поистине, Аллах не любит безобразное»8.

Особо мы хотим коснуться вопроса красоты одежды в ее простоте по отношению к женщинам, чтобы избежать ложного толкования. Женщины, следуя условию соответствия одежды Корану и Сунне, в своей одежде должны на первый план выставлять не свои женские, а человеческие качества. Красота одежды в ее простоте в мусульманском смысле и одежда, как средство украшения, делающее акцент на женской природе, это две разные вещи.

Вне всякого сомнения, одежду, которая заставляет людей обращать на женщину внимание с сексуальной точки зрения, носить запрещено. Следующий хадис, как и общий характер 31-го аята суры ан-Нур, подтверждают это.

 Айша (радыйаллаху анха) передает:

«Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) находился в мечети, появилась женщина из племени Музайна, которая ходила по мечети в нарядных одеждах, привлекая к себе внимание.

Увидев эту женщину, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

- О люди! Запрещайте своим женам надевать нарядные одежды, (которые привлекают взоры и делают их похожими на женщин легкого поведения), а также ходить в мечети, привлекая внимание…»9

Приведем же слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), содержащие вывод по всему вышесказанному:

«Слышите ли вы, слышите ли вы, слышите ли вы? Простота в одежде – от веры.

Не впадая в расточительство и в гордыню, ешьте, одевайтесь и давайте милостыню»10.

4 Одежда не должна походить на одежду неверных

Следующим материальным требованием к одежде является то, чтобы она не походила на специфическую одежду буддистов, иудеев, христиан, материалистов и других неисламских групп, а также не содержала в себе пропаганду присоединиться к представителям названных убеждений. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Те, кто в вероубеждении, деяниях своим внешним видом желает походить на кого-то другого, кроме нас, тот не из нас». А главным путем избежания такого сходства является одежда, соответствующая нормам Ислама.

Нематериальные требования к одежде

Согласно критериям Ислама, помимо перечисленных выше материальных требований к одежде, существуют и нематериальные требования. Это приобретение одежды на полученные дозволенным (халяль) путем средства и ношение ее, остерегаясь гордыни.

Одежда должна приобретаться на средства, полученные дозволенным путем

Пути обретения средств существования Ислам подразделяет на дозволенные (халяль) и запрещенные (харам). Как и еда, одежда должна обязательно приобретаться на средства, полученные исключительно дозволенным путем.

Одежда, обретенная запрещенными, приносящими людям вред путями, такими как ростовщичество, деятельность, связанная с алкоголем, азартными играми, проституцией, безжалостной эксплуатацией, взятками, обманом, хотя на вид и может казаться качественной и красивой, в действительности она так грязна, что ее не подобает одевать. Как невозможно заслужить одобрение людей одеждами, испачканными материальной грязью, так невозможно ее заслужить и в одеждах, запачканных грязью нематериальной. Поклонение, совершенное в обретенных на полученные запрещенным путем средства одеждах, не будет принято.

Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном своем хадисе так поведал об этой истине:

«Аллах не примет намаз и пост человека, надевшего одежду, обретенную на полученные запрещенным путем средства, до тех пор, пока он не снимет эту одежду».

Как могут украсить человека обретенные на полученные недозволенным путем средства одежды, если они делают его мерзким перед Всевышним и добродетельными людьми?

Носить одежду, избегая гордыни

В соответствии с критериями Ислама одним из нематериальных требований к одежде является носить ее, осознавая себя рабом Аллаха, вознося благодарность Ему и избегая гордыни. Это превращает ношение одежды в поклонение.

1 Абу Давуд, Либас, 15.

2 Аль-Маида, 5/3, Абу Давуд, Либас, 43.

3 Бухари, Либас, 15, Тирмизи, Либас, 1.

4 Fethül-Kadir, 8/91.

5 Аль-А’раф, 7/26.

6 Аль-А’раф, 7/31.

7 Ат-Тадж, 3/162.

8 Абу Давуд, Либас, 25, Муснад, 4/179-180.

9 Ибн Маджа, K. Фитен, Гл. 19 (Хн. 4001).

10 M. Масабих, Хн., 4345.

Социальные комментарии Cackle
Home