Реклама
Разрешено ли брать задаток при заключении торговой сделки?
2371

Задаток — некоторая денежная сумма, которую одна сторона договора передаёт другой стороне этого же договора как доказательство заключения договора

Задаток — некоторая денежная сумма, которую одна сторона договора передаёт другой стороне этого же договора как доказательство заключения договора

Вопрос: Разрешено ли брать задаток при заключении торговой сделки?

Ответ: Задаток — некоторая денежная сумма, которую одна сторона договора передаёт другой стороне этого же договора как доказательство заключения договора в счёт исполнения обязательств по нему и в обеспечение исполнения обязательств по этому договору. Если торговая сделка не состоится, то задаток возвращается обратно покупателю.

За исключением имама Ахмада ибн Ханбала, по мнению имамов других мазхабов, получение задатка при заключении акта купли-продажи, считается недозволенным. Имамы ханафитского мазхаба считали акт купли-продажи с выплатой задатка недействительным, тогда как имам Малик и имам Шафии считали такой акт ложным. В качестве доказательства недозволенности задатка эти алимы приводят следующий риваят:

«Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) запретил торговлю с выплатой задатка» (Абу Давуд, Бюйу, 67; Ибн Маджа, Тиджарат, 22; Малик, Муватта, Бюйу, 1).

С другой стороны, имам Ахмад ибн Ханбал, Муджахид, Ибн Сирин, Нафи ибн Харс и Зейд ибн Аслям считали получение задатка дозволенным. В качестве доказательства они приводили хадис, переданный от Зейда ибн Асляма, в котором говорится:

«Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) разрешил получение задатка при купле-продаже» (Ибн Абу Шейба, аль-Мусаннаф, 5/7).

Однако некоторые из мухаддисов считали этот хадис слабым.

Другим аргументом тех, кто считал задаток разрешенным, являются слова Ибн Сирина о том, что Умар ибн Хаттаб (радыйаллаху анху) разрешал получение задатка. В этом хадисе говорится: «Нафи ибн Абдильхарс захотел купить у Саффана ибн Умаййи дом в Мекке за четыре тысячи дирхамов для Умара ибн Хаттаба. Однако сначала он хотел узнать мнение Умара, и если тот согласиться, то сделка будет заключена, а если не согласится, то Нафи выплатил бы Саффану четыреста дирхемов компенсации. Когда он спросил у Умара, то тот принял эти условия» (Навави, аль-Маджму, 9/335).

Как мы видим, вопрос задатка в торговых сделках с самого раннего времени активно обсуждался факихами и продолжает обсуждаться сегодня.

Принимая во внимание сегодняшние условия, современные факихи Исламской Академии Фикха в 1994 году в Брунее на очередном своем собрании вынесли решение о дозволенности получения задатка с условием его полного возврата в случае отмены сделки.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle
Home