Каков хукм протирания шеи в тахарате?
Вопрос: Саламу алейкум. От знакомого парня-мусульманина слышал, что запрещено протирать шею во время тахарата. Далиль можете привести? (Райнур)
----------------------------------------------------------------------------
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух!
В книге Ахмада Назири об этом говорится:
Совершать масах шеи является мустахабом. Муса ибн Талха (радиаллаху ‘анху) рассказывает:
من مسح قفاه مع راسه وقى من الغل (شرح احيا ءالعلوم للعلامه الزبيدى ج٢ ص ٣٦۵وغيره)
«Того защитили от зависти, кто совершил масах шеи [1] вместе с масахом головы». («Шарх Ихья уль ‘улюм» автор ‘Аллама Зубайди т. 2, стр.365 и т.д.).
Хотя данный хадис является «маукуф», но его положение действует как для хадиса «марфу‘», потому что польза и награда за масах шеи, которая приведена в этом хадисе, очевидна. Это не подлежит “иджтихаду”, “мнению” или “кыясу”, так как рассказ о ценности или наказании какого-либо особенного деяния не входит в иджтихад или кыяс. По этой причине подобный хадис, переданный сподвижником Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), действует как хадис «марфу‘». Толкователь “Бухари” ‘Аллама ибн Хаджар ‘Аскалани в известной книге по принципу хадисов в “Набхат аль-фикр” подробно объясняет данный вопрос. (см. стр.76,77).
В книге “Муснад аль-фирдаус” ‘Аллама Делми о масах шеи передаёт марфу‘ хадис от ‘Абудуллы ибн ‘Умара (радиаллаху ‘анхума) («Никая» т.1, стр. 9). Хотя иснад этого хадиса является слабым, но все учёные единодушно согласны, что в ценностях деяний можно поступать по слабому хадису. («Никая» т.1, стр. 9). Тем более масах шеи назвали мустахабом (желательным), а не фарзом или суннатом, далее, нет ни одного хадиса, который бы противоречил этому, а наоборот, из множества хадисов вместе с масах головы доказывается и желательность масах какой-то части шеи. Всегда, когда совершается масах шеи, то совершается масах только её части, а не всей шеи.