Как обыденное действие превратить в поклонение?
Намерение (ният по-арабски), то есть, осознанное совершение какого-либо действия и искреннее желание добиться с помощью этого действия довольства Аллаха – есть краеугольный камень всякого деяния мусульманина.
В известном хадисе говорится о важности намерения:
«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и Посланнику Его (мир ему и благословение) переселится к Аллаху и Посланнику Его (мир ему и благословение), а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (Бухари, Муслим).
Вопрос намерения в нашей религии имеет несколько важных сторон или аспектов. Что это за аспекты – об этом мы поговорим далее с позволения Аллаха.
1. Первый аспект, который касается непосредственно того, что мы называем религиозной практикой или поклонением Аллаху.
В данном случае намерение представляет собой условие, без которого многие из этих действий не будут действительными. К примеру, без намерения не будет принят намаз – ежедневная пятикратная молитва мусульманина, которая является его основной обязанностью.
Перед вступлением в намаз человек должен мысленно выразить намерение на его совершение, то есть, мысленно проговорить, что он собирается совершить такой-то вид намаза – к примеру, утренний, полуденный или вечерний; обязательный (фард) или желательный (суннат). И все это он намеревается совершить ради довольства Аллаха.
То же самое относится к посту – обязательному посту в Рамадан и к желательным постам в течение года. Каждый раз, начиная пост, человек должен мысленно выразить намерение, что он собирается сегодня держать обязательный (или желательный) пост (уразу) ради Аллаха. Выплачивая закят, отправляясь совершать хадж, человек также должен осознавать, что он совершает такой-то вид поклонения ради Аллаха.
2. Следующий аспект намерения касается наших обыденных дел – которые не относятся к поклонению непосредственно.
Такие действия в шариате относятся к категории мубах – и сами по себе не заслуживают ни награды, ни наказания. Но если мы совершаем их с каким-то благим намерением, они также становятся действиями поклонения и заслуживают награды.
К примеру, если человек просто принимает пищу, это будет его обыденным, повседневным действием. Но если он при этом будет иметь намерение набраться сил для поклонения Аллаху и совершения полезных дел, принятие пищи станет поклонением. И даже если он будет просто есть для того, чтобы позаботиться о своем теле – которое ему даровал Аллах, и будет есть с удовольствием, благодаря Всевышнего за Его дары и милость, это также заслуживает вознаграждения.
Любое действие (кроме запретных), совершенное с благим намерением, будет заслуживать награды.
Когда человек отправляется каждый день на свою работу для получения дозволенного заработка – в любой отрасли, в торговле, сельском хозяйстве, промышленности или сфере услуг, и выполняет эту работу для того, чтобы заработать средства для себя и своей семьи, это станет поклонением.
Если человек тратит этот заработок, кроме удовлетворения потребностей своей семьи, еще и на помощь бедным и другие полезные дела, он зарабатывает дополнительную награду.
Когда человек получает образование с намерением принести людям пользу через свои знания, он получает вознаграждение, не имеет значения – религиозные это будут знания или светские. Студент, получающий религиозное образование с целью распространения ислама, или студент-медик, желающий стать врачом, чтобы облегчать человеческие страдания, одинаково заслуживают награды.
Честный торговец, который, к примеру, торгует одеждой, чтобы дать возможность людям прикрыть свой аурат и таким образом, исполнить долг перед Аллахом, также заслуживает награды.
Правительственный служащий или чиновник, который старается честно исполнять нужды людей, которые обращаются к нему, не притесняя их, не вымогая взяток, будет вознагражден.
Таким образом, каждая профессия становится богоугодной при наличии правильного намерения.
Если человек надевает красивую одежду не для того, чтобы похвастаться перед людьми, но, чтобы порадовать их взор и поблагодарить Аллаха за дарованную Им милость, это поклонение.
Если человек дает своим детям хорошее воспитание и относится к ним одинаково хорошо и с любовью, потому что это Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение), это поклонение.
Если человек помогает своей жене в домашней работе, - а это также является Сунной, то это поклонение.
Просто доброжелательный разговор с женой и детьми - это Сунна нашего любимого Пророка (мир ему и благословение), следовательно, это также богоугодное действие.
Если человек сажает дерево, чтобы оно в один прекрасный день порадовало других людей своими плодами, или было полезно людям или животным своей тенью во время зноя, это очень благое дело.
Если женщина надевает красивое платье и украшения, чтобы порадовать мужа, или наоборот, муж надевает чистую и аккуратную одежду, чтобы сделать приятное жене, оба они совершают благое дело.
Если человек отдыхает, чтобы набраться сил для полезной работы или молитвы, это достойный поступок.
Даже если мы просто проверяем время на часах, чтобы не пропустить время намаза, или чтобы не опоздать на работу или важную встречу, это также поклонение.
Даже если муж и жена доставляют друг другу удовольствие, исполняя супружеский долг, чтобы порадовать друг друга и защитить друг друга от греха, это также акт поклонения.
3. Третий момент, который следует иметь в виду, говоря о намерении. Самое лучшее намерение не сделает явно дурное и запретное деяние хорошим и дозволенным.
Это утверждение можно пояснить на таком примере. Герой известного фильма «Берегись автомобиля» Юрий Деточкин, желая помочь детям-сиротам, угонял машины у тех людей, о которых ему было известно, что они купили их на нечестно заработанные деньги.
Намерения у него были самые правильные – собрать деньги для помощи детям, однако, осуществлял он их неправильными средствами. Перед светским законом (равно как и с религиозной точки зрения) он был преступником, за что в конце концов понес соответствующее наказание.
Подобным образом будет, к примеру, недопустимо распивать спиртное в кругу друзей, потому что жаль огорчать их отказом.
Здесь есть только несколько исключений – в некоторых случаях можно сказать неправду, если человек имеет благую цель. К примеру, чтобы помирить друзей или чтобы порадовать супругу или супруга.
4. Следующий момент. Всевышний столь милостив, что Он вознаграждает человека даже за несделанное доброе дело – если он всерьез намеревался его совершить, но по какой-то причине не смог (обстоятельства не сложились, времени не было, забыл и прочее). И наоборот, если человек собрался совершить что-то запретное, но в последний момент передумал и удержался от этого, это будет записано ему как благое дело.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Кто замыслит доброе дело, но не совершил его, Аллах Всевышний запишет ему его как совершенное доброе дело, а если он замыслил и осуществил его, то Аллах запишет его как десять добрых дел и до семисот и намного больше. А кто намеревался учинить злое, но не сделал этого (по своей воле), тому Аллах записал это как полноценное доброе дело. Если он замыслил его и осуществил это, то Аллах записал ему одно дурное дело" (Бухари и Муслим).
5. И последнее, что тут можно сказать - неправильное намерение может обратить самое хорошее и благочестивое действие в источник наказания для человека.
Не следует думать, что правильного во всем деяния будет достаточно для того, чтобы заслужить вознаграждение от Аллаха. Нужно все время проверять себя – действительно ли я делаю это ради Аллаха? Или у меня какие-то корыстные, мирские цели – похвастаться перед людьми, заслужить их похвалу, прославиться, и тому подобное.
В приведенном нами вначале хадисе, в котором говорится, что все деяния оцениваются по намерению, приводится пример такого действия. Как мы знаем, многие мусульмане совершили переселение (хиджру) из Мекки в Медину вслед за Пророком (мир ему и благословение). Большинство сделали это искренне, ради Аллаха и Его Посланника. Но некий человек полюбил женщину и сделал ей предложение. Она как раз собиралась совершить хиджру и поэтому сказала ему, что, если он переселится вместе с ней, она выйдет за него замуж.
То есть, внешне его действие было тем же самым переселением – человек оставил прежнюю жизнь (возможно, потерял какое-то имущество или расстался с близкими), вынес трудности пути, но при этом нельзя было сказать, что это хиджра, поскольку целью его было всего-навсего обладание любимой женщиной. Он не думал о довольстве Аллаха и желании быть вместе с Пророком (мир ему и благословение) и другими верующими.
Есть хадис, где подробно описывается следующая ситуация. В Судный день перед Аллахом предстают три человека, которые, как им кажется, совершили в жизни замечательные, благочестивые поступки и подвиги. И разумеется, они рассчитывают на награду. Но увы – оказывается, что все их деяния ничего не стоят перед Аллахом.
Первый человек горделиво выступил вперед и сказал, что он сражался на справедливой войне и геройски погиб на поле битвы. Однако, Всевышний Аллах сказал ему, что он лжет – на самом деле его целью было совершить подвиги и прослыть храбрецом. Этой цели он достиг – люди хвалили его, но Аллах не принял его поступка.
Второй человек сказал, что он много учился, изучал Коран и другие религиозные науки, обучал других – все это ради снискания милости Аллаха. Но и ему будет сказано: «Ты лжешь! Ты хотел, чтобы тебя прославляли за твою ученость, за красивое чтение Корана. Ты это получил при жизни – но здесь тебе ничего не полагается».
Третий сказал, что Аллах даровал ему огромное богатство, и он старался потратить его только на богоугодные цели – раздавал милостыню, помогал бедным, строил школы и мечети. Но и ему было сказано, что он лжет, поскольку настоящим его намерением было похвастаться своей щедростью.
После этого Аллах велит ангелам бросить этих людей в Ад – поскольку никаких добрых дел у них с собой не оказалось.
Средневековые алхимики искали волшебное вещество под названием «философский камень», которое, как они верили, может превратить любой металл в золото. Искомого волшебного средства они так и не нашли, поскольку в природе его не существует. Но, как мы видим из вышеприведенных примеров, наша религия обладает таким своего рода «философским камнем» - это наш ният, который имеет еще большую силу.
Будучи искренним и правильным, оно может превратить любое обыденное действие в «золото» поклонения. Более того, можно получить награду даже за одно намерение совершить благое дело или воздержаться от зла.
Однако, следует помнить, что намерение имеет и обратную силу – превращать «золото» благих дел в пыль и мусор, если намерение было неискренним и неправильным.
Поэтому верующим людям следует быть очень внимательными и щепетильными по отношению к своему намерению, почаще заглядывать в свое сердце, спрашивая себя, - ради кого или чего я собираюсь сейчас это сделать? Искреннее ли у меня намерение?
И пусть Всевышний Аллах поможет нам в этом.
Анна (Муслима) Кобулова