• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Сирия разделила арабских левых - 2

Время чтения: 4 мин
2702

Часть радикальных левых, несмотря на их осуждение режима Асада, с настороженностью относится к поддержке сирийских революционеров монархиями Персидского залива. Также они не торопятся разделить анти-асадовский дискурс «международного сообщества» в особенности США. Хотя этот антиимпериалистический рефлекс не затмевает поддержку революции, т.к. внутренняя обстановка в Сирии и принципы народного восстания там, также как это было в Тунисе и Египте, более значимы.

Однако большинство арабских левых держатся на почтительном расстоянии от сирийского восстания. Они осуждают его милитаризацию, которая по их словам только на руку радикальным исламистам и, стекающимся в Сирию, зарубежным боевикам. Они критикуют сектантский стиль конфликта, противопоставляя сначала алавитов, а затем христиан радикализированному репрессиями суннитскому большинству, что может привести, по их мнению, к бесконечной гражданской войне. С Сирией и Ираном против арабских монархий, с Россией и Китаем против США, Сирия находится на передовой линии крупной международной военной игры. Левые тяготеют к поддержке Ирана, Сирии, России и Китая нежели тех, кто им противостоит.

Коалиция из шести левых и националистических партий, включая коммунистов и арабских националистов, собралась 4 апреля в Аммане, чтобы отметить девятую годовщину американского вторжения в Ирак. Во время встречи развернулась дискуссия, правда не вокруг свержения Саддама Хусейна, а вокруг ситуации в Сирии. Выступавшие решительно осудили «внешнее вмешательство» во внутренние дела Сирии, а некоторые даже провели параллели между военной операцией против Ирака в 2003 г. и поддержкой западных держав Сирийского национального совета и вооруженной оппозиции.

Влиятельный Тунисский общий рабочий союз (ТОРС, некоторые руководящие посты которого занимают ультра-левые) 17 мая выпустил коммюнике, в котором, повторив свою поддержку демократическим требованиям сирийского народа, предостерег от «сговора колониальных и реакционных арабских государств». Двумя месяцами ранее Тунисская коммунистическая рабочая партия (ТКРП) и арабские националистические группы, организовали демонстрацию протеста против «Друзей Сирии» (организация, которая сводит вместе почти 60 международных представителей и Сирийский национальный совет), когда та проводила конференцию в Тунисе.

Ливанская коммунистическая партия заняла особенно осмотрительную позицию. Несмотря на то, что она давала в своих газетах слово таким лидерам сирийской оппозиции как Мишель Кило, который не входит в Сирийский национальный совет, партия не принимала участия в демонстрациях имевших место быть на протяжении всего прошлого года перед посольством Сирии в Бейруте. Более того партия подверглась резкой критике со стороны левых радикалов Ливана за то, что часть ее лидеров остается близкой к Партии народной воли Кадри Джамиля. Джамил член «официальной» оппозиции и в июне Асад назначил его вице-премьером курирующим экономику в правительстве Риада Хиджаба.

Другая часть арабских левых призывает к постепенному реформистскому подходу к Сирийскому конфликту, убеждая, что решение должно быть политическим, а не военным. Такая позиция была отражена в заключительном коммюнике Арабского националистического конгресса, который собрал в июне в тунисском Хаммамете около 200 делегатов из арабских националистических и левых групп, а также немного исламистов. Документ получился настолько согласованным, насколько это было возможно. Признавая право сирийского народа на «свободу, демократию, и мирную смену власти между сторонами», он осудил насилие в любой форме и раскритиковал как режим, так и вооруженную оппозицию, призывая обе стороны сесть за стол переговоров согласно мартовскому плану Кофи Аннана.

Некоторая часть арабских левых радикалов до сих пор верит в эффективность революции, тогда как большее число махнула на нее рукой, т.к. в действительности не желает насильственного свержения режима. В основе такого противоречия лежит молчаливая холодная война. Левые боятся вакуума власти и влияния США вместе с их союзниками в пост-асадовской Сирии больше чем продолжения существующего режима.

Арабская весна способствовала подъему исламистов, приведя к власти в Морокко, Тунисе и Египте партии уходящие корнями к «Братьям мусульманам». Без сомнения это послужило причиной для некоторых левых пойти в обратном направлении, испугавшись, что арабские революции могут привести к исламистской гегемонии. Тунисское движение Эннахда также как и «Братья мусульмане» в Египте и Иордании горячо поддерживают сирийскую оппозицию. Позиция же арабских левых по отношению к Сирии отражает их собственный конфликт с политическим исламом. Именно поэтому партии, которые обычно заявляют о себе как о революционных и прогрессивных, когда речь заходит о Сирии парадоксально выступают за выработку решения путем переговоров и постепенный переход власти.

Социальные комментарии Cackle