Реклама
Политика

АТЭС: тревожный саммит

2536

АТЭС: тревожный саммит

АТЭС: тревожный саммит



В достаточно непростой обстановке начал свою работу саммит лидеров экономик форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), проходящий в индонезийском Денпасаре. Нестабильность мировой экономики, правительственный кризис в США, в результате которого Б. Обама отменил свой визит на саммит, сложная ситуация на Ближнем Востоке и ряд других глобальных проблем современности отнюдь не облегчают работу участникам саммита.

Хотя саммиты АТЭС часто критикуют за неэффективность, называя их «дорогостоящим консультативным дискуссионным клубом» без внятной повестки дня или существенных прорывов в региональной интеграции АТЭС. Экономики АТЭС вкупе представляют около 40% населения мира, 57% мирового ВВП и 48% оборота международной торговли. Но в этот форум (именно форум, что подразумевает обмен мнениями, но не более того) входят такие разные в культурном и экономическом отношении страны, как США и Папуа — Новая Гвинея, Россия и Перу, Китай и Бруней.

Барак Обама, например, под различными предлогами вовсе не посещает этот саммит уже второй год подряд. Последний раз он принял участие в саммите АТЭС в 2011 году (тогда саммит проходил в США).

США, как пожалуй и везде, по особенному представляют свою роль в нынешнем форуме. Президент США форум игнорирует, присылая вместо себя госсекретаря Джона Керри, который выступает с докладом «Руководящая роль и приоритеты Америки». Своим докладом Джон Керри пытался убедить собравшихся в том, что именно американская нация имеет право решать, кто живет демократично, а кто нет. Но, похоже что страны Азии уже не готовы признавать за Америкой лидера, тем более учитывая ряд внутри- и внешнеполитических неудач администрации Обамы.

Россия подходит к отношениям со странами региона с диаметрально противоположных позиций, рассматривая АТР в качестве «влиятельного полюса архитектуры полицентричного мироустройства». Надо сказать, что представителям политических и деловых кругов стран АТР данный подход импонирует несравненно больше, нежели желание США «порулить» целым регионом. Поэтому во время своего председательства в АТЭС Индонезия поддержала большинство инициатив, выдвинутых Россией в 2012 году на саммите во Владивостоке – от формирования системы продовольственной и энергетической безопасности до поощрения инновационного роста и зеленых технологий. По словам главы МИД Сергея Лаврова, «соответствующие российские предложения уже реализуются». Помимо этого, как сообщил Сергей Лавров, Россия стала полноправным участником успешно действующей системы карт для деловых поездок в регионе АТЭС. Эта система предоставляет льготы ее участникам при решении визовых вопросов, для активизации общения между бизнесменами и официальными лицами, курирующими экономический блок.

Президент Индонезии высоко оценил усилия Путина по сирийскому вопросу. Как отметил Сусило Бамбанг Юдойоно, все больше стран, в том числе США, склоняются к необходимости решения этой проблемы мирными средствами. США, со своей стороны, также заявили, что удовлетворены реализацией программы по разоружению Сирии. Глава МИД России подчеркнул, что власти Сирии безупречно сотрудничают с международными инспекторами по уничтожению сирийского химоружия.

Также глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри подписали соглашение о национальных центрах по уменьшению ядерной опасности. Необходимо отметить, что эти центры были созданы еще в 1987 году. Нынешняя договоренность модифицирует механизм взаимодействия по выполнению договоров в сфере сокращения вооружений и укрепления мер доверия. Заключение этого соглашения подтверждает готовность России и США к дальнейшему выстраиванию плотного сотрудничества по упрочению международной безопасности, - отметили в МИД РФ.

В целом, наличие общих подходов и совпадающих мнений по международным проблемам существенно разрядило напряженность в общении Лаврова и Керри, назвавшего Лаврова своим «русским другом» и подчеркивавшего, что они «снова договорились» (делая ударение на слове «снова») по обсуждаемым вопросам. Однако на вопрос о сроках проведения «Женевы-2» или возможном сворачивании ПРО в связи с улучшением американо-иранских отношений (напомним, ПРО создавалась как ответ на иранскую ядерную программу), предпочел не давать развернутых ответов.

Социальные комментарии Cackle
Home