• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Теория исламского познания

Время чтения: 8 мин
7879

Самым главным источником знаний являются произведения Всемогущего Творца. Знание следует искать в Его произведениях. Ясным знамением и неоспоримым доказательством его произведений является удивительно изложенный Коран. А разъяснением и комментарием к Корану является истинная традиция Пророка (мир ему). Важно также отметить, что мнения благородных сахабов, а также воззрения последовавших после них поколений тоже следует использовать в качестве критериев. Потому, что Коран ниспосылался на языке, понятном им. Посланник Аллаха (мир ему) также использовал язык, понятный им. Он правильно понимал религию и правильно ее разъяснял.

  Нам следует достичь горизонтов такого познания, которое в одной точке объединило бы и правильное понимание и изучение законов мироздания и то, что по этому поводу высказывает  религия. Но, к сожалению, нас отдалили от самих себя. Знания стали для нас совершенно чужими. В 5 веке истории Ислама нашим знаниям был нанесен урон с нашей же стороны. Одновременно те высокие смыслы и истины, которые являлись духовным выражением знаний и вели человека к Самому Богу, то есть тот метод познания, которого придерживались суфии, был в определенной степени изгнан из ученого мира.

В 5 веке хиджры, то есть 9 веков назад, мы увлеклись своими победами на военном фронте, мы несли знамя Ислама. Конечно, цена побед и их степень очень высока перед Аллахом. Наши предки защищали честь веры и религии, защищали свою совесть перед лицом неверных и грешников, и все это достойно почтения. Люди, осуществлявшие эту миссию, все они достойны уважения. Они были знаменосцами Ислама, несли это знамя от крепости к крепости. Это знамя развевалось как знак нашего достоинства, нашей чести и совести, нашего будущего. Все это очень важно, но если человек полностью посвятил себя одному делу, то возможно он уже не сможет уделить такое же  внимание другим делам. Сконцентрировавшись на одной теме, человек уже может не суметь реализоваться в другой. С этой точки зрения, несмотря на выполнение такой важной миссии, как несение знамени Ислама, исследовательские центры и лаборатории оказались пусты.

В определенный период научная работ была на высоте. Например, Ибн Сина (Авиценна) был знатоком по многим наукам. Он разбирался в анатомии, физиологии, вирусологии (разрабатывал лекарства против вирусов), имеет свои комментарии к Корану, разбирался в тасаввуфе. Можно назвать таких великих ученых, как: ар-Рази, аль-Хорезми (алгоритм), аз-Захрави, Например, в течение 7 веков Запад использовал хирургические инструменты, разработанные аз-Захрави. Вы только представьте себе: 7 веков! Они были настоящими специалистами и учеными в свое время. Всем было видно, что их превосходство в науке исходило из той религии, к которой они принадлежали. Из-за уважения к этим превосходным людям, Запад уважал и религию, к которой они принадлежали. Долгое время Запад уважал и почитал Ислам.

Примерно 6-7 веков назад первыми начали подрывать это уважение западные востоковеды, все их труды был направлены на дискредитацию Ислама. Затем то, что мы донесли до определенной точки, подхватили другие и начали использовать. Но они изменили названия, имена людей, стоящих у истоков определенных наук, и представили это людям в другой упаковке, сделали свои добавления, исходя из требований современности и обстоятельств. Убрали некоторые недостатки и взяли самое лучшее. Западный Ренессанс своим происхождением был обязан Андалузской исламской цивилизации. Они заимствовали наши ценности, использовали и модернизировали их, а затем, вследствие того, что они далеко ушли вперед, они сумели захватить Ислам в плен, раздавили его кувалдой.

 


 

 Возрождение исламских знаний не может быть легким. Его можно сравнить с реставрацией крепости, разрушенной несколько столетий назад. Но это возможно, если следовать определенной методологии и последовательности. Например, Запад сначала тоже примитивно подражал нашим знаниям. Однако, из-за того, что они не вполне разбирались в методе познания Бога через философскую цепочку «Человек, Предмет, Явления, Бог», их наука заблудилась в натурализме, позитивизме и материализме. Конечно, нельзя сказать, что все западные ученые пошли по этому пути, но большинство заблудилось. На самом деле, Великая Книга Вселенной говорит об Аллахе. Каждая  буква, каждое слово и каждый параграф этой книги говорят об Аллахе. Западные ученые не стали обращать внимания на этот факт. Да, они тщательно и скрупулезно изучили предметы и явления. Мы можем видеть это в многочисленных документальных фильмах. Начиная от пингвинов Южного полюса, заканчивая китами Северного Ледовитого океана, все подробно изучается. В одном из таких фильмов один ученый ждал 20 дней, пока не встретятся самец и самка какой-то птицы. Подробно изучается поведение животных и насекомых. Но, к сожалению, все эти труды ограничиваются лишь одним словом: «инстинкт». Они не смогли сделать следующий шаг и связать этот так называемый «природный» или «врожденный» инстинкт с Внушением и Ведением Аллаха, с тем механизмом, который Аллах вложил в совесть. А ведь животные иногда действуют, как люди. А в некоторых областях они даже более удачливы, чем люди.

  Мы должны изучать предметы и явления в той же степени, как и они. В одном документальном фильме показывали, как один западный ученый изучал жизнь кобр в течение 25 лет. Преодолевая себя, не до конца понимая, что он получит от этого в будущем, ученый детально изучал этих диких змей, умерщвлял их, скрупулезно исследовал их трупы, добирался до тканей, и, изучив их, пытался прийти к каком-то результату. Однако, имея ограниченные горизонты, этот ученый заблуждался и впадал в натурализм, позитивизм и материализм. Мы же, с учетом наших духовных ценностей, должны уделить хотя бы столько же внимания методу исследования, который можно охарактеризовать, как «взято от Аллаха и Ему отдается».

 انا لله وانا اليه راجعون (Все мы принадлежим Аллаху и к нему возвращаемся). Этот метод познания включает в себя умение во всем видеть Распоряжение и Управление Аллаха, Его Всеохватывающую Силу, Его Всеохватывающую Волю, Его Всеохватывающее Знание. Этого можно добиться только в том случае, если мы будем уделять внимание этим исследованиям хотя бы в той степени, в какой они уделяют внимание своим.

  Все это требует серьезной любви к истине. Нет более великой истины, чем Аллах. Нет более достойной уважения истины, чем Аллах. Нет более великой истины, чем то, что сам Аллах считаем великим. Нам нужна любовь, страсть к достижению Истины. Затем эта любовь к Истине превратится в любовь к знаниям, которая будет возбуждать в человеке исследовательские чувства. И все  эти тысячи видов исследований в тысячах местах всегда будут вести к Нему. Как говорят суфии: الطرق إلى الله عدد أنفاس الخلائق (Количество дорог, ведущих к Аллаху, равняется количеству вдохов Его созданий). И это касается не только методов, путей и образцов исследований. В каждом из нас заложены эти пути, ведущие к Нему от предметов и явлений, начиная от микросозданий, заканчивая макросозданиями. Нам необходимо найти эти пути и сделать их широкими трассами для людей. Для того, чтобы люди не застревали в «пробках» заблуждений, мы должны разработать для них безопасные маршруты. Для этого мы не должны жалеть никаких сил.

  Это очень серьезная миссия. Для того, чтобы возродить этот дух в народе, он должен пройти глубокую реабилитацию. С начальной школы до высшего образования и занятия наукой. При необходимости нужно стимулировать людей наградами, призами и премиями. Людей науки нужно награждать, их необходимо обезопасить от жизненных проблем. Следует обеспечить их и их семьи жильем, заработной платой и всеми необходимыми средствами.

  До того, пока мы не разработаем и повсеместно не внедрим свой уникальный путь науки, нам придется перенимать знания. Точно также, как это сделали японцы и китайцы. Они взяли западные достижения, видоизменили их, сделали свои добавления исходя из своей культуры и применили их в жизни. Их преимуществом была низкая цена на их товары, теперь они стали великими мировыми экономиками. Япония была подвергнута бомбардировке во время второй мировой войны, затем перешла в подчинение другой стране. Этот народ живет свободной жизнью не более полвека. А теперь они впереди всей планеты. Германию сравняли с землей во Второй мировой войне, она была разделена на куски (восточная часть досталась СССР, а западная США). Но сегодня они намного опередили нас в своем развитии.

  Таким образом, нам придется пережить переходный период. Взяв лучшее из науки, мы украсим ее нашей культурой и покажем людям то, чего они раньше не видели. Некоторые могут назвать это исламизацией науки. Но правильнее было бы назвать это достижением горизонтов такого познания, которое в одной точке объединило бы и правильное понимание и изучение законов мироздания и то, что хочет Всевышний от этих наук. Достигнув этой точки, распространив любовь к Истине и возбудив в людях исследовательские чувства, мы увидим, как каждый исследователь, влюбленный в Истину, будет призывать людей, словно муэззин на молитву. Однако, не так легко сразу дойти до этой стадии. Не так то и много среди мусульман тех, кто получили ученую степень и занимаются научными исследованиями в уже открытых областях. Но эти развалины не могут быть восстановлены таким способом. Да, исламская мысль, активность мозгов настолько разрушена, что будет очень сложно ее восстановить. Для этого наши головы должны разрываться от переживаний и генераций новых идей.

  Это будет конечной точкой нашего маршрута, а пока мы доехали до первой станции, мы будем перенимать знания, переделывать их под свои ценности и возбуждать в людях любовь к Истине и страсть к исследованиям. Затем науку можно будет назвать нашей. И мы увидим, что все, что написано в Коране, имеет свое полное подтверждение в науке.

Сегодня существуют современные комментарии к Корану, касательно генетического кода, эмбриологии. По этому поводу в Коране есть десятки аятов, точно определяющих эти явления. И мы удивляемся тому, как точно все подтверждается наукой. Почему бы нам, мусульманам, не заниматься этим? Но для этого, нам необходимо пройти последовательно все этапы. Итак, первый этап — перенимание знаний, следующий — превращение их в наши, а затем видение сути предметов и явлений сквозь призму вложенного в них Аллахом смысла, то есть чтение этой Великой Книги Вселенной. И как сказал один из ученых: «Вселенная похожа на Коран. А Коран похож на Вселенную. Человек является кратким содержанием Вселенной. А Вселенная – это раскрытая форма Человека».

 

 

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle