Мечеть Омейядов: поразительные факты об одном из важнейших культовых мест в мировой истории
Чтобы понять значение Великой мечети Дамаска, построенной Омейядским халифом аль-Валидом II между 708 и 715 годами н.э., нам нужно совершить небольшое путешествие в глубь времён...
Дамаск – один из старейших городов в мире, сохранивший останки прежних цивилизаций, датируемые ещё 9000 годом до н.э. Ещё в IX веке до нашей эры здесь был возведён храм Хадад-Раммана, семитского бога бури и дождя. Хотя точная форма и архитектура этого храма неизвестны, барельеф со сфинксом, который, как полагают исследователи, был частью архитектурного ансамбля, был повторно использован при декорировании северной стены большой мечети города.
От Зевса до Саула
Александр Македонский шёл через Сирию, держа свой путь в Персию и Индию. Возможно, он прошёл и через Дамаск, но именно его преемники – Птолемеи и Селекиды – сформировали саму Сирию. До 63 года до н. э. Дамаск находился под политическим контролем и культурным влиянием этих двух греческих династий. Несмотря на то, что почти ничего не сохранилось от этого периода, греческий язык стал доминирующим, а культура эллинизировалась. Именно в эти годы храм Хадада был превращён в храм Зевса-Хадада. Многие греческие (а позже и римские) боги были объединены с местными богами на тех территориях, которые контролировали греки, а позже и римляне. Это позволило культуре завоевателей интегрировать новых подданных в свою религию и культуры, а также в какой-то степени перенять местные традиции, чтобы улучшить свой имидж в глазах покорённых местных жителей.
Храм Зевса-Хадада был соединён главной магистралью с новой Агорой, или рыночной площадью, расположенной на востоке. В центре теменоса, закрытого и священного участка, стоял храм Зевса-Хадада.
После греков на эти территории пришли римские армии (во главе с Помпеем в 63 г. до н.э.). В годы правления Ирода Великого город Дамаск претерпел значительные изменения. Ирод построил театр, остатки которого до сих пор можно увидеть в подвале и на первом этаже дома под названием Байт аль-Акад (ныне Датский институт). К храму же были добавлены две стены, позволившие окружить участок храма, а также монументальные ворота на Западном и Восточном концах участка.
Таким образом, теперь территория храма составляла 117 000 квадратных футов, а в центре располагался сам храм с целлой для поклонения Юпитеру-Хададу. Это был поистине монументальный храм. Западные ворота были отремонтированы и украшены при римской династии Северов (193-235 гг. н.э.).
Хотя великий храм Юпитера и был духовным сердцем города на протяжении нескольких столетий, как только он был завершён, повсеместно стало распространяться христианство. Неудивительно, что в связи с этими событиями храм Юпитера вновь был изменён. На этот раз он стал собором, посвящённым Иоанну Крестителю. Его точное местоположение до сих пор неизвестно, но исследователи предполагают, что располагался он в западной части Темена. Это была, вероятно, одна из самых больших церквей в христианском мире и служила главным центром христианства вплоть до 636 года н.э., когда город был снова завоёван, на этот раз арабами-мусульманами.
Такие частые завоевания города напрямую были связаны с его географическим положением – Дамаск обеспечивал доступ к морю и пустыне.
Мечеть Аль-Валида
Когда стало ясно, что город падёт, то местные жители и новые правители заключили соглашение, согласно которому мусульмане обязывались уважать жизнь, имущество и церкви христиан, а христиане, в свою очередь, сохраняли под своим контролем собор.
Как только Дамаск стал столицей династии Омейядов, халиф аль-Валид задумал построить в центре своей новой столицы прекрасную мечеть, которая могла бы соперничать с любым из великих религиозных сооружений обширного христианского мира. К тому же растущее мусульманское население также нуждалось в Большой соборной мечети.
Великая мечеть Дамаска была сдана в эксплуатацию в 708 году н.э., а окончательно завершена лишь к 714 году н.э. Построено культовое сооружение было на государственные средства, а конкретнее – на налоги, собранные с населения за семь лет. Результатом таких немалых инвестиций стал архитектурный ансамбль, в котором мозаика и мрамор в своём единении создали поистине впечатляющее своей красотой и масштабами пространство.
Великая мечеть Дамаска – одна из самых ранних сохранившихся мечетей в мире. Если более пристально всмотреться в архитектуру мечети, то очень легко увидеть влияние предшествующих дамасских храмов. К тому же, среди использованных при строительстве материалов – балка с надписью на греческом, которая ранее была частью церкви.
Комплекс состоит из молитвенного зала и большого открытого двора с фонтаном для совершения омовения. До Гражданской войны, начавшейся в 2011 году, внутренний двор мечети функционировал как социальное пространство для местных жителей, где семьи и друзья могли встречаться и разговаривать, пока дети играли, а туристы делали памятные фотографии. Пожалуй, это было одно из самых ярких мест в оживлённом городе, где каждый находил спокойствие и умиротворение. По углам мечети и внутреннего двора расположены похожие на башни минареты. Южные минареты были построены на римско-византийских угловых башнях и, вероятно, являются самыми ранними минаретами в Сирии.
Со двора можно было войти сразу в молитвенный зал, который был построен с оглядкой на христианские базилики, а те, в свою очередь, стали продолжением архитектуры древнеримских судов. Хотя пожар в 1890-х годах сильно повредил внутренний двор и интерьер, большую часть мозаики, которая датируется началом VIII века, удалось сохранить. Местная мозаика выполнена в насыщенных золотых, зелёных и синих тонах. В более поздних исторических сведениях можно найти информацию о том, что в молитвенном зале были надписи и мозаики, подобные оформлению мечети Омейядов в Медине.
Средиземноморское влияние
Архитектура и растения, изображённые на мозаике, явно отсылают нас к богатейшим традициям Средиземноморья. Об этом говорят и используемые при декоре зелёные завитки. Они не только похожи на те, что найдены в Куполе Скалы в Иерусалиме, но сходные мотивы можно увидеть в оформлении скульптуры древнеримского Ара Пачис.
Существуют и другие не менее сильные связи с художественным искусством средиземноморского мира – архитектура Птолемеев в Египте, сокровищница в Петре и настенные росписи Помпеи. Используя эти устоявшиеся архитектурные и художественные формы, Омейяды объединяли и преобразовывали художественные традиции более ранних, некогда господствовавших религий и империй, создавая нечто новое, доселе невиданное. Использование таких средств и образов позволило новой вере утвердить своё превосходство. Мозаика и архитектура Большой мечети сигнализировали новой аудитории, что Ислам – красивая, истинная религия, верный путь.
Учёные традиционно приписывают создание этих мозаик ремесленникам из Константинополя, поскольку в исторических сведениях, датируемых XII веком, утверждается, что византийский император послал специалистов в Дамаск. Однако современные исследователи больше склоняются к версии, что мозаика в Дамаске была создана либо местными мастерами, либо, возможно, египетскими умельцами.
Влияние архитектуры мечети в Дамаске можно увидеть в Кордове, куда бежал правитель Омейядов Абд ар-Рахман. Михраб и купол мечети Кордовы также были украшены синей, зелёной и золотой мозаикой, напоминая правителю о потерянной сирийской родине.
Мечеть Омейядов в Дамаске действительно является одной из величайших мечетей раннего исламского мира и по сей день остаётся одним из самых важных мировых архитектурных памятников. Надеемся, скоро она вновь распахнёт свои двери для молящихся со всего мира…
Ильмира Гафиятуллина