• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что уместнее на похоронах - наши искренние молитвы или «горячие аплодисменты»?

Время чтения: 2 мин
3915

Подобно тому, как не все, что блестит – золото, не стоит слепо следовать за любым нововведением. Согласно канонам Ислама, простой смертный в этом бренном мире всего лишь гость. Милостью Всевышнего кое-кто доживает до ста лет, а иные не дотягивают и до половины этого срока. Естественно, в этом какую-то роль играют  и наследственность, и образ жизни, и прочие обстоятельства.

Церемония проводов в последний путь у представителей разных религий и разных народов имеет существенные отличия. К примеру, индусы покойников сжигают. Христиане обряжают умершего и кладут в гроб, а мусульмане обмывают тело, обертывают в саван и затем хоронят. У разных народов похороны имеют свои особенности. На Мадагаскаре, например, есть обычай спустя 7 лет после захоронения устраивать танцы с духом покойника. В Тибете аборигены, исповедующие буддизм, обитают в сложных климатических условиях  и в горной местности. Они вообще покойников не хоронят, а расчленяют тело и, смешав с мукой, выбрасывают на корм хищным птицам. Согласно их представлениям, тело всего лишь обычный сосуд, в котором пребывает бессмертная душа. Примерно также поступает одно из племен, обитающих в горах Индии. Они относят тело усопшего на вершину горы, где обитают хищные птицы. В индонезийской провинции Тона Торайя принято на похоронах устраивать пышные торжества, по своим масштабам напоминающую свадьбу. После чего гроб с телом покойника относят в пещеру, расположенную высоко в горах. В племене янамамо, проживающего в джунглях Амазонки, существует обычай предавать огню тело покойника, однако в отличие от индусов, разбрасывающих пепел в священных водах Ганга, янамамо пожирают его после того, как пепел остынет.

После того, как почитаешь обо всех этих диких и ужасных обычаях, убеждаешься в том, что самый человечный и в то же время доступный обычай похорон  существует в Исламе. Однако в последнее время наблюдаются некоторые новшества, которые вызывают, мягко говоря, недоумение. Например, в Москве при проводах в последний путь мастеров сцены звучат аплодисменты. К сожалению, это нововведение постепенно перенимается и казанцами. На наш взгляд, гражданская панихида с пышными венками и аплодисментами в связи с кончиной артистов-мусульман недопустима. Организаторы торжественных церемоний подобного рода предполагают таким образом выразить «горячие чувства его поклонников» к уважаемому и всенародно любимому актеру. Однако при этом забывают простую вещь, ведь присутствующие находятся не на творческом вечере артиста, а провожают его в последний путь. Не уместнее ли будут в данном случае наши искренние молитвы, чем «горячие аплодисменты»?

Социальные комментарии Cackle