• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Улыбка не сходила с их лиц

Время чтения: 3 мин
9119

Человек спросил у Суфьяна бин Уейна: «Шутка — это греховно?» Тот ответил: «Почему же? Наоборот — это Сунна. Потому что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: "Я шучу, но всегда говорю только правду"» (Нувайри, «Нихайатуль-Эраб фи Фунуниль-Адаб», Кахира, IV, 2)

Шутить и улыбаться — это Сунна. Но при условии, что эти действия не обижают другого человека, а наоборот, повышают настроение и придают бодрость. Ибн Кайюм аль-Джавзие подчёркивал: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) шутил, но его шутки были основаны на правде. Он изъяснялся метафорами, но при этом он говорил только истину» (Ибн Кайюм аль-Джавзие, «Задуль-Миад», I, 58).

Сподвижники и сахабы Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) тоже были очень бодрыми и весёлыми людьми. Они знали, как надо себя вести. Они говорили афоризмами и шутили, когда это было уместно, но при необходимости становились очень серьёзными. Всё в их жизни было в меру. Бакир бин Абдуллах вспоминал: «Асхабы Пророка перебрасывались между собой шутками, но при важных поручениях они сразу становились серьёзными и принимались за работу» (Бухари, «аль-Адабуль-Муфред», № 266).

Абу Саляма бин Абдуррахман (радыяллаху анху) так описывал сподвижников Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Они были бодрыми, весёлыми, не чересчур застенчивыми или вялыми, инертными. В мечети они читали стихи, рассказывали о жизни в период джахилии. Однако, если кто-то давал им поручение на пути Всевышнего, то к этому они делу приступали с исключительной серьёзностью» (Бухари, «аль-Адабуль-Муфред», № 555).

Сабит бин Убайд говорил: «Я не видел человека более благородного и серьёзного, чем Зайд бин Сабит, когда он находился с людьми, и более мягкого и лёгкого в общении, когда он был у себя дома» (Бухари, «аль-Адабуль-Муфред», № 286).

Умар (радыяллаху анху) однажды увидел бедуина, который совершил намаз кратко и быстро. Он слышал, как тот просил Всевышнего: «О, мой Господь! Пожени меня в Джанате с хуриями (райскими девами)!» Умар (радыяллаху анху) обратился к тому с шуткой: «О, человек! Ты заплатил слишком мало, а требуешь слишком многого!» (Нувайри, «Нихайатуль-Эраб», IV, 3).

Как сообщал Абу Бакр Асакафи, сахабы читали Коран, а затем — стихи (Каттани, «ат-Таратиб», II, 236). Ибн Аббас (радыяллаху анху) некоторое время разбирал со своими учениками хадисы, а затем говорил: «Шутите, читайте стихи; поистине, душа, как и тело, может устать и утомиться». После этого он начинал рассказывать историю арабов, а через некоторое время снова возвращался к уроку. При необходимости мудрый педагог снова делал разрядку (Каттани, «ат-Таратиб», II, 237).

Абу Дарда (радыяллаху анху) улыбался всякий раз, когда говорил что-либо. Однажды его жена посетовала: «Я боюсь, что люди тебя неправильно поймут». Он же ответил: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) произносил слова, улыбаясь» (Ахмад, V, 198—199).

Абдуллах бин Мухаммад прославился среди табиинов весёлым нравом. Даже к своей тёте Айше (радыяллаху анха), которая находилась на смертном одре, он умудрился обратиться с шуткой:

— О, мать моя! Как ты себя чувствуешь?

— Клянусь Аллахом, мне кажется, что это боль смерти.

— А, но если так, то ничего страшного, — улыбнулся он.

— Твой характер никогда не изменится! — воскликнула Айша (радыяллаху анха) (Ибн Сад, VIII, 76).

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle