История

Татары Польши – история и современность

4949

в декабре 2011 года при участии Президента Татарстана Р. Минниханова в Гданьске был открыт памятник польским татарам

в декабре 2011 года при участии Президента Татарстана Р. Минниханова в Гданьске был открыт памятник польским татарам

А течение шести веков совместного сосуществования поляки и «их мусульмане» - этническая группа известная под названием «польские татары» мирно уживались, и это сосуществование возможно послужит уроком для Европы, в которой давно зреет взаимная ненависть между коренными жителями и мусульманами-мигрантами.

Европейцы сомневаются, возможно ли вписать мусульман в европейскую культуру и идентичность, но 600-летнее сосуществование мусульман и католиков в Польше  опровергает тезис о конфликте культур и цивилизаций.

Поляки часто называют татар «наши мусульмане» и их существование неразрывно связано с историей страны. И даже исламофобия, ставшая устойчивым европейским трендом  не изменила отношения поляков к татарам.

Появление татар в Польше датируется 14 веком когда хан Золотой Орды Тохтамыш – прямой потомок Чингисхана нашел убежище в Великом княжестве Литовском после того как потерпел поражение от Тамерлана. С этого события начинается многовековое присутствие татар на польско-литовской земле.

Они основали свои военные поселения на территории нынешней северо-восточной Польши.

К 17 веку из них выдвинулись наиболее знатные роды, которые получили те же аристократические привилегии, что и  остальное дворянство Речи Посполитой.

Отношение к татарам ухудшилось в 70-х годах 17 века, когда они  присоединились к туркам, которые вели войны против Польши, но польский король Ян Собесский восстановил их лояльность. В результате в битве под Веной в 1683 году  татары  сражались за Польское государство.

Уже к 17 веку татары в Польше говорили на местном языке, но сохраняли свою религиозную идентичность. После раздела Польши в конце 18 века между Пруссией, Австрией и Россией они продолжали хранить верность своей потерянной родине и принимали участие в многочисленных восстаниях против новых властителей. Тем не менее, российские цари нашли способ, как привлечь на свою сторону польско-татарское дворянство и сформировали Татарский уланский полк, покрывший себя славой во времена наполеоновских войн. В виде исключения польско-татарским дворянам было разрешено владеть крепостными-христианами. Законодательно были подтверждены их права как дворян.

После того как Польша вновь обрела независимость по окончании Первой мировой войны около 5500 татар стали гражданами вновь образованного государства, и продолжали в основном нести воинскую службу.  Из них была сформирована отдельная воинская часть, в которой была предусмотрена должность штатного имама.

Не смотря на полную свободу и равноправие, которыми татары пользовались в Польше между двумя мировыми войнами многие из них эмигрировали в другие страны. Те, кто остался, приняли участие в защите страны от нацистской агрессии в 1939 году и пострадали вместе со своими соседями-поляками.

Война катастрофически сказалась на жизни татарской общины Польши. Многие представители интеллигенции были убиты, арестованы и высланы вглубь СССР или вынуждены были бежать в другие страны, и не смогли вернуться на родину после окончания войны. В результате их культура  утеряла многие позиции, которые имела до войны. На численности татар сказались и территориальные изменения в послевоенной Европе, когда их часть оказалась не территории современной Белоруссии, где проживает и по сию пору.

На сегодняшний день в Польше насчитывается около 4000 татар, которые живут в основном в северной (Гданьск) и западной (Вроцлав) частях Польши – довольно далеко от их первоначальных поселений в восточной части страны.  Много татар проживает в Варшаве и Белостоке.

Особо стоит отметить, что татары смогли сохранить свои культурные отличия в первую очередь через свою религиозную идентичность.

«Татары в Польше выжили во многом благодаря тому, что сохранили свои религиозные традиции и тому, что были широко представлены на военной службе. Сохранению традиций служили и брачные связи внутри общины. Татары в Польше всегда имели сравнительно высокий социальный статус», - считает профессор политологии  Мазурского университета Селим Хазбиевич  - татарин по происхождению.

Профессор Белостокского университета  Али Мицкевич, также татарин по происхождению, считает, что толерантность польских королей и последующих республиканских правительств помогли татарам сохранить их приверженность польскому государству наряду с отличиями в культуре и традициях.

В 2004 году впервые в истории послевоенной Польши татарин Томаш Мицкевич был назначен муфтием страны.  В Польше насчитывается три мечети – в городах Бохники, Круженяны (оба в восточной Польше) и Гданьске, а также 10 исламских центров и молельных домов по всей стране.

С 80-х годов прошлого века в Польшу на учебу стали приезжать студенты из арабских стран. Всего количество последователей ислама в стране оценивается в 30 тысяч.

В связи с этим Хазбиевич подчеркивает: «У нас тесные связи с турками и боснийцами…».

С мусульманами из арабских стран складываются другие отношения.

«В глазах арабов ислам, который практикуют  татары лишен многих элементов…Татарские женщины не покрывают свои головы…Из-за того, что татары в течение многих веков находились вдали от мусульманских сообществ их обряды отличаются от принятых стандартов. Все это порождает молчаливое недопонимание между татарами и арабами-мусульманами», -рассказывает профессор исламоведения из  университета Варшавы Агата Нальборчик

Со своей стороны профессор Хазбиевич указывает на разницу в отношении поляков к татарам и мусульманам из арабских стран: «Польские татары – часть исторической и военной традиции страны. Они не являются враждебным элементом, которого следовало бы опасаться. Их называют «наши мусульмане» в отличие от мусульман из арабских стран».

Ильдар Мухамеджанов

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home