История / Татарский мир

"Наши единоверцы отстраняются от своих национальных корней, и в этом ошибочность их позиции"

2809

Всероссийский Форум татарских религиозных деятелей

Всероссийский Форум татарских религиозных деятелей

На IV Всероссийском Форуме татарских религиозных деятелей была принята Концепция «Ислам и татарский мир». Уделено ли достаточно внимания в этом документе  сохранению и пропаганде традиционных мусульманских религиозных ценностей? Каковы пути сбережения духовно-нравственных и культурных традиций татарского народа? Какое место в Концепции занимают вопросы, касающиеся наследия великих ученых и религиозных деятелей прошлого? Своими размышлениями поделился с Islam-today кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела рукописей и редких книг Национальной библиотеки Татарстана Раиф Фатхуллович Марданов:

– Хотелось бы, прежде всего, обратить внимание на актуальность Концепции, ее объединяющую, созидательную особенность. После тщательного изучения предложенного документа я пришел к такому выводу.

Роль религии в жизни татарского народа, безусловно, огромна. Ведь изначально Ислам и национальная идентичность татар, словно два крыла мощной птицы, оберегали народ от исчезновения. Особенно зримо это проявилось после падения Казанского ханства, и на протяжении веков Ислам вплоть до начала двадцатого века способствовал сохранению нашей нации, и в свою очередь нация оберегала Ислам. Взять хотя бы такой простой предмет национальной одежды татар – мужской головной убор "каляпуш", который был одновременно и национальным элементом костюма и одновременно являлся одним из атрибутов в одеянии духовного лица, религиозного деятеля, да и любого простого мусульманина. В большинстве архивных материалов прослеживается связь, когда, к примеру, речь идет о татарах, то подразумеваются мусульмане и, наоборот, при упоминании мусульман имеются в виду лица татарской национальности.

Сегодня, к сожалению, некоторые наши единоверцы забыли эту простую истину и, возвеличивая свою нацию, предают забвению Ислам или, наоборот, уделяя внимание вере, отстраняются от своих национальных корней, и в этом я вижу ошибочность их позиции.

На наш взгляд, в разделе Концепции, в котором анализируется исторические особенности Ислама в Поволжье, недостаточно выпукло показана роль суфизма. В исторической литературе, отражающей развитие Ислама в условиях Российской империи, именно суфизм, как одно из течений в мусульманстве того периода, сыграл определенную роль в истории общественной мысли и в сбережении татарского народа.

Особо следует также подчеркнуть роль имама, духовного лица, облеченного определенными правами и обязанностями перед прихожанами и соответствующим положением в системе общественных отношений в сельской общине. Известно, что в старину на местах избирались сельские старосты, волостные старшины. При изучении надгробных старинных памятников мы пришли к выводу, что и старосты, и старшины в основном являлись муллами или их родители занимали должность имама. В системе управления они являлись продолжателями традиций, так называемого сотничества, восходящего к периоду Золотой Орды. Как известно, сотник при чрезвычайных обстоятельствах мог собрать вокруг себя отряд из ста воинов.

Ведь в те времена старосты и старшины назначались на выборной основе и их полномочия распространялись на 30-40 сел, расположенных в регионе. Важным моментом было и то, что эти лица пользовались уважением и авторитетом среди населения. Этим то и объясняется успех Пугачевского восстания, ведь поддержку ему оказали религиозные деятели – муллы, тем самым выразив свой протест против политики гонений на мусульман, проводимой в условиях Российской империи. Одним из ярких представителей таких духовных лидеров был Мулла Мурат, кстати, тоже суфий.

Мы должны изучать и знать наследие наших великих улемов и религиозных деятелей прошлого, оказавших большое влияние на развитие духовной жизни народа. Наряду с именами Абуннасира Курсави, Шигабутдина Марджани, Ризаэтдина Фахрутдина, Галимджана Баруди, не следует забывать и целой династии религиозных деятелей и педагогов Нигматуллиных, широко известных под псевдонимом «Буби» (по названию их родного села Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии) братьев Габдуллу и Губайдуллу, а также их сестру Мухлису, организовавших знаменитое медресе, где преподавание велось по новому методу. В восьмом разделе Концепции, где речь идет о мусульманском образовании, упоминания о них нет.

Наверное, это прозвучит банально, но любой факт, документ и событие должны рассматриваться с точки зрения реалий того времени и в контексте тех исторических событий. Порой наши современники недоумевают, дескать, как оценивать те или иные рукописи, книги, в которых повторяются одни те же тезисы, мысли и факты. Одно из объяснений тому – конкретная обстановка того исторического периода. Ведь на нашей памяти были даже упреки в адрес Ризы Фахрутдина, мол, он пошел на сотрудничество с новой властью… Другой вопрос, а был ли у него иной путь, и что ему удалось совершить?

Настоящий исследователь должен поставить себя в те рамки и те условия, которые были характерны для того времени и для той личности. В этом и состоит зрелость ученого.

Рустем Магдеев

Интересная статья? Если она вам понравилась  сделайте репост!

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home