• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мусульманский парламентаризм век назад

Время чтения: 3 мин
2832

В учебниках по истории советских времен Россию образно называли «тюрьмой народов». Однако мусульмане не притеснялись – работали мечети, медресе, издавались книги и учебники, молодые юноши по достижению призывного возраста служили в армии, где могли исповедовать свою религию. Даже в Государственной Думе Российской империи среди депутатов работала мусульманская фракция, отстаивавшая интересы мусульманских народов. Вопросы мусульманского парламентаризма занимали лучшие умы того периода. Общественные деятели, богословы, писатели живо обсуждали насущные проблемы на страницах газет.

17 мая 1906 года в газете «Казан мохбире» («Казанский репортер») была опубликована статья Юсуфа Акчуры (1876-1935) – видного татарского писателя, журналиста и общественного деятеля. Автор затрагивает вопросы, которые не потеряли свою актуальность и в наши дни.

Кто же они наши представители в Госдуме России?

Большинство мусульман России, возможно, осведомлены о том, что в Государственную Думу избрано 12 представителей – наших единоверцев. Газеты уже сообщили их имена и фамилии, из каких мест они избирались и публиковали их краткие биографические данные. Обо всем этом уже известно и я не ставлю перед собой задачу что-либо дополнить по этому поводу, свою цель вижу в том, чтобы несколько затронуть вопросы их умственных способностей, силы воли, духовных возможностей и способностей и степени информированности, а также о том, какую они пользу могут принести нашей умме и единоверцам. Однако, это очень сложная и щепетильная проблема. Так как некоторые наши депутаты довольно известные люди и весьма проблематично спрогнозировать, как они проявят себя в новой ипостаси – народного избранника, слуги. Гадать об их будущей деятельности, основываясь на их прежних деяниях – дело неблагодарное. А вот некоторые до настоящего времени никак не проявили себя, и потому что-либо сказать о них не представляется возможным. И все же даже это не так уж сложно.

Ведь в России, в особенности, в мусульманской среде общественно-политическая деятельность – дело совершенно новое и потому давать оценку лицам, которые берутся служить обществу с критической точки зрения весьма сложно, если не сказать опрометчиво, так как у кое-кого это вызовет раздражение, а у некоторых и ненависть. Нет человека на земле, кто не имел бы недостатков. У арабов есть изречение: «Аль-инсан мураккаб миналь хата ванн нуксан» или «Каждый смертный состоит из ошибок и недостатков». В связи с этим задача нашей периодической печати – как можно меньше касаясь личности народных избранников (чтобы не возбуждать в них неприязнь и унижая их достоинство) показать их деятельность на общее благо и ту пользу, которую они приносят нашему обществу. Потому я, несколько абстрагируясь от задач газетчиков, оставлю без ответа вопросы: «Кто они наши депутаты и чем занимаются они?» А вот сами депутаты должны всегда помнить о том, что публика всегда им задаст эти вопросы. Не задаваясь целью выяснения их духовных качеств и пристрастий, считаем вполне резонным обозначить политические взгляды депутатов. Все эти двенадцать человек – членов мусульманской фракции, действительно, люди прогрессивных взглядов. По мере их натуры, уровню образования и сословным различиям эти взгляды отличаются от вполне «левых» взглядов до «правых», а говоря вообще, все они занимают позиции близкие к конституционным демократам.

В позиции по национальному вопросу – они отстаивают интересы прогрессивного развития нации. Ведь даже татарские мурзы, в своей сути, борцы за национальную идею. Под воздействием факторов сегодняшней действительности, или выражаясь по-народному, их «национализм» больше тяготеет к левым взглядам, но их приверженность к национальной идее от этого не становится меньше.

Вообще, следует сказать, что они все истинные мусульмане. Для тех же, кто попытается подвергнуть сомнению это обстоятельство, возьму на себя смелость внести некоторую ясность. Известно, что есть большая разница между понятием религии в качестве  исключительно чистой веры и ее же как общественного явления. Мы  попытаемся рассмотреть ислам не только как веру отдельной личности и сугубо личный душевный порыв, а в качестве путеводной звезды, указывающей вектор продвижения по жизни.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle