• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Имамы-муджтахиды и ханафитский мазхаб

Время чтения: 4 мин
8408

Период имамов-муджтахидов начинается с самого начала второго века хиджры и продолжался до середины четвертого века хиджры. Это было временем стремительного развития фикха. Именно в этот период появились такие крупные муджтахиды, как Абу Ханифа, Малик ибн Анас, Авзаи, Суфьян ас-Саури, Шафии, Ахмад ибн Ханбал.

Имамы-муджтахиды вели очень широкую деятельность по вынесению фетв, которая охватывала как социальные проблемы, с которыми сталкивалось мусульманское общество, так и вопросы повседневной жизни мусульман.

Фетвы, вынесенные этими муджтахидами, были собраны и систематизированы факихами следующих поколений, и стали основополагающими принципами фикха. Разрозненные темы и вопросы были собраны и легли в основу первых книг по фикху. В это же время, ученик Абу Ханифы, Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани (умер 189/805) написал шесть книг, известных под общим названием «Захирур-Ривайа».

Благодаря этому стремительному развитию Исламского права, историки назвали этот период «золотой эпохой фикха».

Несомненно, что все четыре мазхаба достойны похвалы, но мы хотели бы ограничиться предоставлением краткой информации о ханафитском мазхабе.

Большинство мазхабов в фикхе и в акыде, названы и получили известность по именам их основателей. Иракский фикх, начавший свое развитие в первые два века хиджры, получивший в последующие века широкое распространение под названием «ханафитский мазхаб» и центром которого являлась Куфа, своим развитием в огромной степени обязан имаму Азаму Абу Ханифе (рахимахуллах). Факихов этого мазхаба и простых последователей, стали называть «ханафитами».

Основатель: Имам Нуман ибн Сабит Абу Ханифа (рахимахуллах). Его предки переселились в Куфу из Хорасана. Он родился в Куфе в 80 году хиджры. Большинство ученых единодушны по поводу этой даты.

Он получил хорошее образование, беря уроки у многих ученых. В возрасте 16 лет он отправился в хадж. Возле Каабы он увидел многочисленные группы учащихся, получавших знания, и это подстегнуло его любовь к учебе. Поэтому вернувшись в Куфу, он стал участником многих таких групп. Поначалу он был очень увлечен схоластическим богословием (калямом), но затем он всецело посвятил себя изучению фикха. На протяжении восемнадцати лет, вплоть до своего сорокалетия, он учился у своего учителя Хаммада ибн Абу Сулеймана. Цепочка фикха Абу Ханифы, такова: Хаммад – Ибрагим ан-Нахаи – Алкама – Асвад – Ибн Масуд.

По этому поводу Абу Ханифа сказал: «Однажды я пришел к правителю правоверных Абу Джафару. Он спросил у меня: «О, Абу Ханифа! У кого ты получал знания?». Я сказал: «Я получил знание посредством Хаммада, от Ибрагима, он от Умара ибн Хаттаба, от от Али ибн Абу Талиба и Абдуллаха ибн Масуда». Услышав мой ответ, Абу Джафар сказал: «Достаточно, достаточно»».

Среди тех, у кого он учился и от кого передавал хадисы, были такие имамы, как Зейд ибн Али Зейнельабидин и Джафар Ас-Садык.

После смерти Хаммада, Абу Ханифа собрал свою группу учеников. Занимаясь преподавательской деятельностью, он воспитал большое количество учеников. При проведении уроков, Абу Ханифа использовал свой метод, который заключался в том, что он ставил перед учениками какой-либо вопрос и просил их высказывать собственное мнение. Это позволяло всесторонне изучить данный вопрос. Главным результатом этого метода, стало возникновение мазхаба Абу Ханифы. Этот мазхаб обладал следующими особенностями:

а) Это мазхаб джамаата. Так как этот мазхаб стал результатом деятельности не только самого Абу Ханифы, но и группы его лучших учеников.

б) Абу Ханифа обучил своих учеников извлечению религиозных установлений из шариатских доказательств, обеспечив, таким образом, принятие ими наиболее правильного решения, отбросив все, допустимые разумом вероятности.

в) Его ученики не были пассивными слушателями во время уроков. Наоборот, они были непосредственными участниками в формировании мнения мазхаба.

г) Решения, которые принимались в результате дискуссий и обсуждений, записывались. Поэтому поводу Ибн Абуль-Аввам, говорит: «Наряду с Абу Ханифой, в составлении книг по фикху, принимали участие сорок его избранных учеников.

д) Ученые, следовавшие друг за другом, прикладывали все усилия в разрешении новых проблем и вопросов.     

Большинство ученых единодушны во мнении, что Абу Ханифа (рахимахуллах) умер в 150 году хиджры. Однако существуют разногласия по поводу того, в каком месяце он скончался. Существуют риваяты, указывающие на то, что он скончался в Шаввале, Раджабе или Шаабане. Абу Ханифа был отравлен, находясь в тюрьме в Багдаде.  Фудайл ибн Ийад, известный своим аскетизмом и богобоязненностью, будучи современником Абу Ханифы, сказал о нем следующее: «Абу Ханифа был факихом и очень богобоязненным человеком. Он был очень известен благодаря своему знанию фикха. Абу Ханифа был очень богат. Он также был известен тем, что старался помогать окружающим. Дни и ночи он проводил в получении знаний. Каждый обратившийся к нему за помощью, извлекал пользу из его знания, или получал материальную помощь. Ночи он проводил в поклонении. Много молчал и мало разговаривал. Избегал государственного имущества и никогда не принимал подарков от султанов». А Джафар ибн Раби говорил: «На протяжении пяти лет я оставался рядом с Абу Ханифой. Я не видел никого, кто бы так много молчал. Но стоило спросить его о чем-либо из области фикха, как он тотчас же приходил в волнение, становясь похожим на бурлящий поток, и его громкий голос был хорошо слышен окружающим».

Однажды имама Малика спросили об Османе ибн Батти, он сказал: «Он средний человек». Затем его спросили об Ибн Субруме, он дал тот же ответ. Затем его спросили об Абу Ханифе, на что имам Малик сказал: «Если бы он захотел доказать вам путем кыяса, что эти опоры не из дерева, а из золота, то ему хватило бы способности убедить вас в этом». Так же всем хорошо известно высказывание имама Шафии об Абу Ханифе: «В фикхе, люди находятся на положении детей Абу Ханифы».

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle