• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Дар-аль-улюм Деобанд в национально-освободительной борьбе индийских мусульман

Время чтения: 6 мин
6858

Дар-аль-улюм Деобанд в Индии  широко известен  среди мусульман, и не только среди ханафитов.
Более чем за столетие своего существования он стал самым авторитетным учебным заведением мусульман Азии. Из разных стран сюда устремляются студенты, желающие изучать Коран и сунну, шариат и тарикат. Он и поныне является незамутнённым источником исламских знаний, твердо и аргументированно отстаивающим позиции традиционного ислама ханафитского мазхаба.

Основание Деобанда стало ответом на духовную экспансию колонизаторов. Улемы Деобанда, рискуя своей свободой и жизнью, не раз выступали в защиту прав индийских мусульман.

После подавления  освободительного восстания 1857-1859 годов в Индии репрессии, обрушившиеся на мусульманскую умму страны,  погрузили ее в состояние инерции, безразличия и отчаяния. Мусульманская династия, ее слава, пышность и величие были превращены в пыль, а сами мусульмане лишились средств к существованию. Среди них стали распространяться не присущие им прежде обычаи и нововведения и всему мусульманскому сообществу грозило разрушение и гибель. Мусульмане стали пренебрегать религиозным образованием и отдаляться от религии. Ощущение их собственной силы и положение в обществе покидало их. Возрастала активность христианских миссионеров, а поколение улемов, получивших классическое мусульманское образование в силу своего преклонного возраста должно было вскоре исчезнуть. Улемы понимали, что англичане, подчинившие Индию своей власти, не остановятся только на физическом порабощении индийцев, но постараются изменить сам их  стиль мышления, навязав свои обычаи и искореняя  присущую изначально индийским мусульманам  культуру и обычаи.

За всю 600-летнюю историю мусульман Индии они оказались в самом  ужасном и опасном положении.

Выход был в возрождении религиозных ценностей и создании религиозных школ.  Девятнадцатый век стал дерзким вызовом вере, мышлению, и взглядам мусульман. Западная культура и наука захватили лидирующие роли во всем  мире. Успехи западных технологий слепили глаза и вызвали благоговение в умах. Однако улемы успешно противостояли этому вызову. Они основали по всей стране сеть религиозных учебных заведений, которые охраняли мусульман от последствий их политического поражения.

Это делалось в противовес открытию  миссионерами школ, где наряду с английским языком обязательным было преподавание Библии. Кроме этого христианские миссионеры основывали свои больницы, где больным, обратившимся за помощью, проповедовалось христианство. В противовес этому индийский мусульмане обращались к средствам традиционной медицине Аюрведы, основу которой составляли целебные травы. Во многом благодаря этому она сохранилась до наших дней и приобретает все большую и большую популярность.

Миссионеры также пытались проводить публичные диспуты с улемами. Так, например, еще  в 1853 году известный христианский миссионер С.Дж. Фондер владевший арабским и персидским языками  вступил в публичную полемику с МавлянойРахматуллахомКеранви, но по свидетельству очевидцев не смог выиграть диспут. Он был так впечатлен этой дискуссией, что выпустил книгу, посвященную ей под названием «Разъяснение истины» которая   была опубликована на шести европейских языках.

Мусульмане находились под властью англичан в политическом смысле, но в плане идеологии мусульманские ученые-богословы не дали христианским миссионерам шансов, так что тем пришлось фактически признать свое поражение и перестать заниматься агрессивной проповедью своей религии и  оскорблять религиозные чувства индийцев.

С целью сохранения и приумножения исламского наследия в 1866 году при активных усилиях Хазрата Мухаммада  Касима Нанаутави был открыт дар-аль-улюм Деобанд. Он и его преемники – великие ученые исламской уммы Маулана Муртаза Хасан Чандпури и Маулана Санауллах Амритсари и другие без всякого колебания и страха отстаивали свое мнение по поводу тех или иных законов, принимаемых английской колониальной администрацией и выступали против тех из них, которые противоречили шариату.

Ученые Деобанда не только отстаивали религиозную идентичность индийских мусульман, но еще и принимали активное участие в борьбе за независимость страны.

Еще в 1857 году шейх Хаджи Имадуллах Мухаджир-и-Макки, его лучший ученик  и будущий основатель Деобанда Мухаммад Касим Нанутави, и еще несколько учеников приняли участие в вооруженной борьбе против англичан. Как известно борьба индийцев за свободу тогда не увенчалась успехом. Многие из улемов Деобанда провели долгие годы в тюрьмах за антибританскую деятельность.

Так, один из лучших учеников Нанутави Мавляна Махмуд Хасан Шейхуль-Хинд в 1913 году разработал план вооруженного восстания против английских колонизаторов. Он установил связь с улемами Афганистана, чья территория не контролировалась английскими войсками. По его плану свободные афганские племена должны были атаковать англичан на границах с Индией, а сторонники Шейхуль-Хинда внутри страны  - поднять восстание против колонизаторов.

Помощник Шейхуль-ХиндаУбайдулла Синдхи выехал в августе 1915 в Афганистан. Сам Шейхуль-Хинд направился в Хиджаз, где в это время находились турецкие войска. Он заручился поддержкой турок. (В это время шла Первая мировая война, где турки выступали противником англичан).

В начале 1916 года от имени заговорщики послали письма за подписью Махендры Пратапа – «главы Временного правительства свободной Индии», созданного в Кабуле группой индейских революционных эмигрантов русскому губернатору Туркестана и царю Николаю II с призывом порвать с Англией и поддержать восстание против колонизаторов.
Убайдулла Синдхи направил  со своей стороны  письмо на имя турецкого султана, в котором предлагал сформировать в Медине армию, которую должен был возглавить  Шейхуль-Хинд. В нем он перечислял тех, кто мог в Индии поддержать своими действиями восставших. Письмо было написано на желтом шелке и получило название «Шелкового».

Шейхуль-Хинд рассчитывал через Багдад и иранский Белуджистан перебраться в Афганистан, но по пути был захвачен правителем Мекки шерифом Хуссейном и выдан англичанам. В январе 1917 года он был переправлен ими на Мальту, где находился в тюремном заключении. После капитуляции турецких войск в Хиджазе «Шелковое письмо» также оказалось в руках англичан.

В 1920 году Шейхуль-Хинд вернулся в Индию и вступил в Джамиат-аль-Улама –организацию, объединявшую мусульман, которые совместно с Индийским национальным конгрессом боролись за политическое пробуждение страны. Шейхуль-Хинд издал фетву, запрещавшую любое сотрудничество с британскими властями.

Улемы Деобанда защищали права мусульман и уже в ставшей независимой Индии.

Так, в 1972 году индийское правительство попыталось заменить исламские нормы права, в частности Закон о шариате 1937 года, которые применялись по отношению к индийским мусульманам, общими законодательными нормами. В ответ на это ректор Деобанда Хазрат Мавляна Кари Мухаммад Тайиб  призвал мусульман сплотиться и отстоять свои права. Он выдвинул идею проведения общего собрания представителей мусульман. Оно  было проведено в Бомбее 28-29 сентября 1972 года и продемонстрировало решимость мусульманского сообщества Индии отстоять применение законов шариата по отношению к мусульманам. На собрании было единодушно решено создать Всеиндийский совет  по мусульманскому праву. Этот совет был создан  7 апреля 1973 года в Хайдарабаде. Его президентом был избран Хазрат Мавляна Кари Тайиб Касми.
В наши дни Деобанд как и прежде служит мусульманской умме и исламу. Принципиальным для Деобанда было и остается то, что он существует на добровольные пожертвования мусульман, не беря денег от властных структур. Можно надеяться, что и в будущем он будет побуждать мусульман к сохранению и укреплению их религии.


Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle