Реклама
В России

История муфтиев – история народа

1509
2
История муфтиев – история народа

История муфтиев – история народа

IMG_1147.jpg

 

В Академии Наук РТ прошел круглый стол, посвященный двум историческим личностям, второму и третьему муфтиям России - Габдессаляму Габдеррахимову и Габдулвахиту Сулейманову. Данное мероприятие стало продолжением серии круглых столов, приуроченных 225-летию Центрального Духовного Управления мусульман (ЦДУМ) и объединенных под одной тематикой: «ОМДС – Центральное Духовное Управление Мусульман и его лидеры в жизни России: история и современность». Нынешний «круглый стол» организован  Московским муфтиятом ЦДУМ России – Духовным управлением мусульман г.Москвы и центрального региона России, РИУ (РИИ, г.Казань) при участии Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по межнациональным отношениям и свободе совести, Исполкома ВКТ, ДУМ РТ.

В работе «круглого стола» приняли участие представители религиозных организаций и органов власти, известные историки и общественные деятели. Среди них - первый заместитель Верховного муфтия России, муфтий г. Москвы, Центрального региона и Чувашии, член Общественной палаты РФ Альбир хазрат Крганов, Председатель ЦРО ДУМ РТ, муфтий Илдус хазрат Файз, Президент Академии наук РТ Ахмет Мазгаров, первый заместитель Председателя исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Валиуллин, начальник Управления Президента РТ по взаимодействию с религиозными объединениями Марат Гатин, а также Вице-президент Академии наук РТ Джаудат Сулейманов, сопредседатель Совета ФНКАТ России Римзиль Валеев.

В мероприятии так же приняли участие доктор политических наук, член-корреспондент АН РТ, ректор РИУ Рафик Мухаметшин, известный историк, доктор наук, академик Индус Тагиров, заведующий кафедрой политической истории КФУ Ринат Набиев, профессора КФУ, сотрудники Института истории АН РТ, преподаватели РИУ.

В своем вступительном слове Альбир хазрат Крганов подчеркнул, что история  Центрального Духовного Управления Мусульман – важная и еще недостаточно изученная часть истории мусульманских народов России. И только оценив по достоинству значение этой структуры и деятельности его лидеров, мы сможем восстановить преемственность поколений, и использовать их исторический опыт в деле построения современного мусульманского общества в нашей стране.    

Оренбургское Магометанское Духовное Собрание – так тогда называлась эта структура, было создано 22 сентября 1789 года в г.Уфе по указу императрицы Екатерины II. ОМДС создавалось как государственное учреждение для налаживания контакта с мусульманским населением империи, осуществления контроля над деятельностью духовенства. Отныне «Муллы и прочие духовные чины магометанского закона … определялись неиннако, как по учинении им надлежащего испытания и с утверждения наместнического правления…» пишет Императрица в своем указе. Другими словами, создавалась мусульманская «вертикаль власти», где лидеры назначались российским государством путем «испытания» их на «благонадежность».

Государство, образуя подобную структуру, преследовало свои цели – укрепление своей идеологии в мусульманской среде, улучшение контроля над мусульманским населением и т.д. Но, по оценкам специалистов, появление первого в истории татарского народа официального признанного религиозного руководства, единого духовного центра, безусловно, сыграло огромную положительную роль в истории не только татар и башкир, но всех мусульманских народов, проживающих на территории империи. Начав  свою фактическую деятельность 4 декабря 1789 года, на протяжении двух  ОМДС-ЦДУМ оставался единым и единственным представительным органом татаро-башкирских мусульман России.

Справка islam-today.ru 

ОМДС было приравнено по основной деятельности к судебным учреждениям, подчинялось местной администрации и Главному управлению духовных иностранных исповеданий (с 1810 г.). Председатель, муфтий назначался императрицей по представлению министра внутренних дел и местной администрации, а члены Духовного собрания (заседатели) до 1889 г. избирались мусульманским духовенством Казанской губернии.

В ведении Духовного собрания находились: испытание претендентов на приходские должности в знании канонов Ислама, надзор за действиями мусульманского духовенства, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры, вакуфы, случаи неповиновения детей родителям, правильность исполнения мусульманских обрядов и ведения метрических книг (с 1828 г.) приходским духовенством.

Структура Духовного собрания была трехступенчатой:

- высшая (муфтият) состояла из муфтия, 5-6 казыев (духовных судей), ответственного секретаря, переводчика, столоначальников и писарей;

- средняя (мухтасибат) – из 2-5 человек во главе с мухтасибом (контролером мусульманской общины);

- из муллы, муэдзина и секретаря-казначея при каждой мечети.

К 1889 году в ведении Духовного собрания находилось 4254 прихода, 3,4 млн прихожан обоего пола, а к 1912 году – 4,5 млн прихожан обоего пола, 5771 приход и 12341 духовное лицо. К 1927 году структура объединяла 14 825 приходов.

В 1917 году Духовное собрание было переименовано в ЦДУМ Внутренней России и Сибири; во главе с муфтием Галимджаном хазратом Баруди представляло духовное ведомство во вновь созданном Национальном управлении мусульман – Милли идарэ. В годы репрессий духовенство ЦДУМ подвергалось преследованию, были арестованы более 20 человек.

В 1948 году ЦДУМ переименовано в ДУМ Европейской части России и Сибири (ДУМЕС).

В 1992 году на шестом чрезвычайном съезде мусульман России ДУМЕС преобразован в Центральное Духовное Управление мусульман России и европейских стран СНГ.

Вступительные речи участников «круглого стола» объединяла одна мысль – надо более активно изучать опыт, оставленный предшественниками современных духовных лидеров российских мусульман, и использовать их методы в налаживании отношений с российской властью в своей сегодняшней деятельности. Сегодня можно слышать такие мнения, что муфтии мусульманам были не нужны, это специально придуманный имперской властью инструмент для управления мусульманским сообществом и задержки его развития. Некоторые утверждают, что муфтии России не были достаточно образованными в области исламской науки, поэтому не являлись истинными лидерами мусульман. По мнению участников круглого стола, сегодня не может быть однозначных, однобоких оценок этой части нашей истории. Нужно пересмотреть наше отношение к значимости ОМДС-ЦДУМ в свете вновь открывающихся исторических фактов.

История муфтиев – история народа

История муфтиев – история народа

IMG_1224.jpg

 

Муфтий РТ Илдус хазрат Фаиз особо подчеркнул, что духовные лидеры, побывавшие в должности муфтия с момента образования Центрального Управления, все до единого действовали в интересах мусульман. Это они руководили процессом создания и укрепления института вакфа в российских условиях, искали возможности получения разрешения для мусульман обучаться в университетах, искали наиболее приемлемые пути улучшения условия для образования мусульман и многое другое. Муфтий РТ выразил благодарность Альбиру хазрату Крганову за инициирование и проведение подобных мероприятий.

Президент АН РТ Ахмет Мазгаров обратил внимание участников на то, что всего 30-40 лет назад даже представить было нельзя, что такая тема обсуждается в одном из самых престижных залов Татарстана на таком высоком уровне. «За последние три-четыре десятилетия произошли колоссальные изменения. Это еще один повод для раздумий человеку размышляющему о существовании единого Аллаха и его милости, - сказал А. Мазгаров. – Сегодня даже самые крупные в мире астрофизики признают, что всего лишь 4-5% веществ в мире подчиняется законам физики и химии, все остальное – неизвестная черная материя. Об этом Форуме татарских ученых рассказал крупнейший астрофизик Рашид Сюняев. Последние научные открытия добавляют все более новые факты для религии. Если раньше в советское время религию всегда противопоставляли науке, то сейчас мы понимаем: они должны не противостоять, а дополнять друг друга». Ахмет Мазгаров подчеркнул, что история муфтиев – история татарского народа.

Исполком Всемирного конгресса татар планирует в этом году провести ряд крупных значимых мероприятий в целях укрепления межрегиональных связей среди мусульман и общего развития ислама в России. Об этом сообщил заместитель председателя исполкома Ринат Валиуллин. Все эти мероприятия будут проводиться в тесном сотрудничестве как с Центральным Духовным управлением Мусульман России, так и ДУМ РТ. Помимо празднования Дня принятия ислама Волжскими Булгарами 21 мая, и «Изге Болгар жыены», который, по прогнозам, соберет около 100 тысяч мусульман, в Казани планируют провести Всероссийский Форум мусульманских религиозных деятелей. Подобный Форум проводится в третий раз, и в этом году соберет более 1000 участников. Мероприятие пройдет в формате работы в секциях и пленарного заседания. Ринат Валиуллин сообщил, что участникам Форума будет представлена «Концепция развития татар России на основе Ислама», предполагается, что на обсуждении данного документа будут принимать участие все делегаты Форума.

Здесь Альбир хазрат Крганов отметил, что мусульмане сегодня отстают в области владения и управления информацией. Много случаев, когда даже далекие от ислама некомпетентные люди выступают в СМИ в качестве экспертов в вопросах, касающихся Ислама, выдвигая позиции, отличающиеся от позиции официальных мусульманских организаций. «Эти люди «вытаскивают» из истории факты и мнения, которые являлись предметом спор и дискуссий наших предшественников, и пытаются выдать их за их истинные позиции и убеждения, - посетовал Альбир хазрат. – Поэтому мы должны оперативно высказывать свое мнение при таких обстоятельствах». Альбир хазрат выразил беспокойство о том, будут ли мусульмане-татары достойно представлены в исламском спутниковом телеканале, открытие которого запланировано уже на это лето. 

Доктор исторических наук Индус Тагиров согласен с мнением, что татарский народ, его культура и традиции сохранились до сегодняшнего дня только благодаря Исламу. «В момент падения из величия в рабство нас уберег Ислам, - подчеркнул академик. – И сегодня есть великолепные примеры, когда благодаря исламу татары живут богато и счастливо. В деревне Тукай в Чувашии дети, прежде чем пойти в общеобразовательную школу, учатся в медресе, то есть получают религиозное образование. Школа и медресе так тесно сотрудничают, что когда в школе не хватает классов, медресе с удовольствием предоставляет ей учебные помещения. После распада колхоза народ сдал свои паевые земли в распоряжение мечети. Таким образом, организовалась махалля. Примерно такая же система существует в знаменитых татарских деревнях Средняя Елюзань, Гали, Шыгырдан и других. «Если наши дети будут получать религиозное воспитание еще в детском возрасте, татарам в будущем ничего не страшно», - считает Индус Тагиров.

История муфтиев – история народа

История муфтиев – история народа

IMG_1158.jpg

 

Справка islam-today.ru 

Габдесаллям Габдрахи́мов, второй муфтий ОМДС, 30.09.1825 – 31.01.1840

Высшее духовное образование получил в медресе первого прихода Казани и медресе Каргалы Оренбургского уезда.

17 октября 1799 г. стал имамом Каменной мечети Оренбурга. В 1802 г. отстранён от должности. Работал в правительственных комиссиях по делам казахов и выполнял дипломатические функции, в свое медресе принимал на обучение детей казахской знати. 30 сентября 1825 указом Александра I утверждён в должности муфтия, председателя ОМДС. Г.Габдрахимов был инициатором строительства зданий религиозного назначения в Уфе: первой соборной мечети, вакуфного дома, резиденции Духовного собрания. По инициативе Габдрахимова началось обучение мусульман на медицинском факультете Казанского университета. Боролся против пьянства среди мусульман, а также таких народных праздников, как сабантуй и джиен.

 

Одно из первых задач, ожидающих решения перед татарской интеллигенцией и мусульманским духовенством сегодня – добиться объективного освещения нашей истории. Такое мнение высказал на «круглом столе» ректор РИУ Рафик Мухаметшин. Он уверен, что изучение истории ЦДУМ просто необходимо, и делать это надо с целью применения позитивного опыта деятельности этой организации.

 - Сегодня все чаще звучит мнение, что сейчас ислам в России переживает кризис, нужна новая концепция развития, - продолжил ректор РИУ. – Признаком кризиса считается наличие очень большого количества Духовных управлений мусульман по стране – около восьмидесяти. Да, роль мусульманских организаций сейчас очень важна, и без них невозможно осуществить конфессиональную политику в стране, - считает Рафик Мухаметшин.

- Оренбургское Магометанское Духовное Собрание не образовалось просто так. Каждый раз, выбирая на кресло муфтия кого-либо из мусульманской среды, хотели видеть, как он будет решать конфессиональную политику империи. Империя хотела донести свою политику до мусульман. И выбранные муфтии были людьми, способными организовать диалог между государством и мусульманским населением, умеющие работать с госорганами. Возможно, будь на месте этих муфтиев люди научные, алимы, еще неизвестно, смогли бы они так же найти общий язык с государством, при этом соблюдая интересы мусульман. Например, Шигабутдин Марджани был человеком колоссальных знаний в области ислама, но у него были сложные отношения с властями, и знание русского языка оставляло желать лучшего.

И сегодня вопрос идеологии является одним из самых важных вопросов, стоящих перед духовными управлениями, считает ректор РИУ. Снова появляется попытка разделения общества на кадимистов и джадидистов, якобы джадидисты – это продвинутые, прогрессивные мусульмане, а кадимисты – отсталые, приверженцы устаревшей идеологии.

- Система мусульманского образования до сих пор остается без четко проработанной концепции, - продолжает Рафик Мухаметшин. - Кого мы в итоге должны воспитывать и готовить в наших учебных заведениях – мусульманское духовенство или татарскую национальную интеллигенцию? Причем, концептуальный подход отсутствует в любой области национальной и религиозной жизни, и это создает огромную проблему при воспитании молодежи. Самое интересное, эти же проблемы ставились перед мусульманским сообществом, еще начиная с 18-го века. Нам обязательно надо изучить опыт наших предшественников, и применить его в современной нашей деятельности.

С этим соглашается и  бывший председатель Совета по делам религий при правительстве Татарстана, ныне завкафедрой КФУ Ринат Набиев. Он считает, что существование 80 муфтиятов – не признак кризиса, а показатель активности мусульманского сообщества. Сейчас надо решать, в каком направлении использовать эту активность.

- Если есть какие-то негативное проявления, бороться с ними надо не путем подавления, а дать мощный толчок позитивным, созидательным действиям. На этом фоне негатив сам по себе исчезнет, он просто потеряет всякое значение, - говорит Ринат Набиев.

В условиях глобализации становятся актуальными такие стороны ислама, как благотворительность, защита прав человека, расширение возможностей образования. Татарский ислам тоже должен активнее работать в этих направлениях, считает Р.Набиев. По его мнению, общему развитию мешает отсутствие преемственности. Если есть какой-то положительный результат, он не получает достойной оценки, а, в первую очередь, подвергается критике. Так же и с Духовными Управлениями Мусульман, если их образовалось большое количество, этому надо радоваться и использовать положительные стороны этого факта, ни в коем случае не терять эти структуры.

Справка islam-today.ru 

Габдулвахид Сулейманов – третий муфтий ОМДС, 10.06.1840 — 4.08.1862

Учился в медресе Каргалы Оренбургского уезда. Занимался торговлей в Санкт-Петербурге. С 1822 г. санкт-петербургский имам-хатыб. С 1828 г. Преподавал мусульманское вероучение в Кавказском полуэскадроне императорского конвоя, с 1835 г. — в Царскосельском кадетском корпусе. Участвовал в переговорах правительства  с ханами Большого и Среднего (Казахского) Жуза. 10 июня 1840 г. указом Николая I назначен на должность муфтия, председателя Духовного собрания. В 1841 г. Сулейманов разработал и издал «Правила семейно-брачных отношений», объединившее российское законодательство и нормы мусульманского брачно-семейного права. Разработал несколько проектов по реформированию мусульманского духовного учреждения. 

фото: tatartime.com

Реклама
Социальные комментарии Cackle
Home