Без знаний, но со знаменем: о заблуждениях "Хизб ут-Тахрир"
Ислам во всех сферах всегда отличался высокой степенью либеральности. Многие новейшие политические реформы, становление демократического общества, преобразования в экономике и социальной среде, а также полная доступность в формировании любых видов научной деятельности многократно возвысили степень этой веры по всему миру. Человек, непредвзято изучающий эту религию по кораническим текстам и пророческим изречениям, находит ислам самой универсальной и продуманной системой. Но как только он оторвется от книжек и взглянет на большинство верующих, то сразу отпрянет. Часто интернет аудитория, наслушавшись некоторых каналов на ютубе начинает спрашивать о преследованиях мусульман в Татарстане, об издевательствах над ними и о закрытии мечетей в Казани. Но если присмотреться к этому орущему во всеуслышание сообществу, то мы легко найдем их отдаленность от традиционной коранической догматики.
Многие говорили и писали об идеологии партии "Хизб ут-тахрир", которая, кстати, запрещена во многих странах мира. Но муссировать эти темы, изъезженные вдоль и поперек, абсолютно не хочется. Хотелось бы другого. Чтобы молодые парни и девушки подумали над тем, что они сейчас совершают. Соответствуют ли эти деяния нормам исламского шариата? Не противоречат ли они системам взаимоотношения мусульман в немусульманских странах, которые были выработаны учеными четырех праведных мазхабов ислама?
Многие адепты любых отколовшихся групп абсолютно не стремятся изучить ни общие мусульманские науки, ни основы своих течений, что уже само по себе неправильно. Ведь догматика традиционного ислама призывает к обучению духовным наукам и уходу от критики и спорных вопросов, ради сохранения мира и согласия между верующими. Но, на примерах многих последователей различных сект, мы видим большое количество искусственно образованных смут, основанных как раз на откалывании от главного сообщества по причине духовной безграмотности и нетерпимости.
Однажды мой знакомый вступил в спор с представителем партии "Хизб ут-тахрир". Адепт данного течения начал навязывать нам мнение, что в могилах у людей отсутствуют мучения, и начал приводить свои доводы в виде комментариев известных только ему ученых. Главным фактором в его самоуверенной доказательной базе стояло отрицание изречений Пророка (с.г.в.) приводимых системой "Хабар аль-ахад" . Хабар аль ахад - Хадис, в котором в одном из звеньев цепочки количество передатчиков не достигает таватура (большого количества передатчиков). Это достоверные (сахих) хадисы, только они переданы по одной цепочке передачи. Мнение основателя "Хизб ут-тахрир", Такиутдина Набхани о таких хадисах противоречивое, он считал что таким сообщениям верить не стоит, так как отдельный передатчик мог сфабриковать хадис. Традиционные мусульманские богословы всех мазхабов абсолютно не согласны с этим мнением.
Было видно, что этот вопрос им изучен основательно. Но проблема в том, что по единогласному мнению всех традиционных ученых, отрицание "хабар-аль-ахад" является ужасным нововведением и никакие глубокие познания и хорошо поставленная риторика тут уже не помогут. Тогда знакомый задал ответный вопрос, попросив дискутирующего назвать имена всех 25 известных нам пророков и кратко описать жизни хотя бы десяти из них. Безусловно, для человека читающего Коран и простейшие религиозные книги этот вопрос очень легок, но нам стало видно, что парень сразу замешкался. Его горящие энергией глаза сразу потускнели. Не желая сдаваться, наш собеседник смог назвать имена только пятнадцати пророков, а правильно рассказал про жизнь только пророков Мухаммада, Мусы и Лута.
Знания в богословии у многих адептов "Хизб ут-тахрира" сильно ограничены. Основными темами которые они изучают остаются политика, история расколов в мусульманской среде и фрагментарные понятие об исламе и обрядах. О фундаментальных трудах местных ученых, о традиционных науках, сохраненных в наших краях, говорить вообще не стоит. Все это, по мнению партии, на втором и третьих планах, потому что глубокое самообразование сбивает их с главного пути - общественно-политической деятельности, которая ведется не на самом лучшем уровне.
Те же ребята из хизба, которые мало-мальски начали познавать религиозные основы с хорошо обученными преподавателями, сразу отошли от партии. Хотя, по мнению хизба, они считаются предателями, я бы назвал их очень сильными людьми. Ведь перебороть себя, будучи в такой интересной оппозиционной среде, где ты каждый день можешь находить себе приключения, выстраивать себе некий авторитет, а потом отказаться от достигнутого - это сложный и героический поступок.
Вопрос о пророках очень занимателен. В нем как раз и кроется весь смысл правильного сосуществования в межнациональной и межрелигиозной среде. Потому что все Божьи посланники приходили в те города и поселения, где большинство верующих были представителями другой конфессии, а порой и вовсе безбожниками. Каким образом в начальном становлении посланцы и их небольшие общины сосуществовали в чужих государствах? Разве они ходили с плакатами и лозунгами провоцируя всех без разбора? Разве они выходили против монархов или избранных руководителей? Разве они побуждали к созданию какого-то утопического государства на чужих землях?
Нет. Любимые нами всеми пророки такого не делали. Они вели свой призыв в жестких рамках божьего закона, не отходя ни на йоту от его канонов. Никогда наш достопочтимый Пророк (мир ему), пока жил в Мекке, не призывал к провокациям против курайшитов, а живя в Медине, не злил и не пакостил местным иудеям. Наоборот, когда против него свершали провокации он и его сподвижники не поддавались на них. Он не злился на представителей других религий и слабоверующих мусульман, умел прощать и не любил когда кто-то, прикрываясь сенью ислама, совершал злодеяния очерняющие мусульман. Потому что он прекрасно знал и понимал, что любое слово или дело, совершенное кем-то из верующих, может полностью остановить дело призыва и унизить в глазах людей красоту ислама.
Безусловно, многие члены партии со мной не согласятся и будут искать новые доводы своей правоты, дабы доказать и оправдать свою главную цель - создание нового всемирного общества, где Ислам был бы руководствующей силой. Конечно, никто не выходит против такой красивой и угодной каждой мусульманской душе мечте - жить бок о бок с верующими, водить детишек в детсады и школы с учителями-мусульманами и т.д. Это хороший идеал и прекрасный повод показать нашу религию с лучшей стороны. Но бессмысленные методы этой группы не приближают любовь народа к мусульманству, наоборот, люди только отвращаются. Насмотревшись и наслушавшись представителей партии в интернете, не видя за их завесами политиканства чистые помыслы традиционного ислама, народ отдаляется от духовности. А отдалять народ от Всевышнего и его религии, позоря при этом всех верующих - низкий поступок.
Пусть Аллах Тагаля наставит всех нас на прямой путь!
Хабир хазрат Ханов, имам центральной мечети с.Черемшан
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.