• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Уроки Рамадана

Время чтения: 4 мин
3941

Пост и соблюдение Сунн Рамадана приводит нас к более глубоким выводам и переменам, чем просто отказ от телесных нужд. Эти перемены в первую очередь связаны с сознанием. Какие это выводы?

Богобоязненность – в сердце

Когда один человек подошел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил о богобоязненности, то Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Богобоязненность – здесь», указывая на сердце.

Пост – это «невидимый» акт поклонения, ты не совершаешь действий, ты только отказываешься от некоторых из них. Он – между тобой и Богом, потому что если ты хочешь обмануть людей, то ты можешь втайне совершить то, что нарушает пост. Однако есть категории людей, которые выглядя способными поститься, не постятся. У них могут оправдания: болезнь, путешествие, состояние здоровья и др. И к тому же, имея оправдание, они все равно могут быть «более постящимися», чем тот, кто отказывается от еды и питья. Как сказал один ученый: «Сколько постящихся, которые не постятся по сути. И сколько тех, кто не постится (телом), но постится по сути». Потому что суть поста – в приближении к Аллаху, к научении богобоязненности, и нет нужды Всевышнего в отказе от еды и пищи того, кто не стремится изменить состояние своих религиозных дел.

Поэтому Рамадан учит нас «неосуждению», поиску оправданий для своих братьев и сестер и более терпеливому отношению. Учитывая к тому же  и то, что в этот месяц необходимо отказываться и  от злословия и от плохих предположений, если мы хотим соблюдать пост искренне.

Уроки милосердия и благодарности

Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства, и кто был наделен более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)». Или как сказано в другой версии: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Бухари, Муслим).

В Рамадан у нас есть возможность понять положение тех людей, которые не имеют еды даже на ифтар. К вечеру мы можем разговеться вкусной пищей, утолить жажду, а сколько тех, кто не видел чистой воды, кто не ел ничего  в день больше куска хлеба и для кого мясо – это что-то за гранью мечтаний.

Рамадан учит нас быть более милосердными к тем, кому в отношении мирских благ повезло меньше. И учит нас ценить те блага, которые мы имеем. Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Можно сказать, что весь мир достался тому из вас, кто встретил утро со спокойным сердцем, находясь в добром здравии и имея достаточно пищи, чтобы хватило её ему на день».

Сердцу тоже нужна пища

В Рамадан сердца искренне постящихся верующих как будто расцветают. Они проводят Рамадан с удовольствием и прощаются с ним с горечью. Потому что они имели желание, отказавшись от телесной пищи, напитать свое сердце пищей духовной. Наши тела могут уставать, не имея подпитки, но Всевышний в этот месяц облегчил нам добывание «пищи сердца» - поминание Аллаха, совершение дуа, чтение Корана не требуют больших физических вложений. И даже молитва-таравих, являющаяся одной из важных Сунн, совершается после ифтара, когда мы восстановили силы тела после ифтара. Рамадан – это месяц «подкармливания» сердца добрыми поступками, светлыми мыслями, прощением и надеждой, милосердием и смирением, конечным итогом которого становится богобоязненность.

Воспитание духа

Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, однажды спросили о богобоязненности. На что он спросил того: «Тебе когда-нибудь приходилось идти по усеянной колючками дороге?». Спрашивавший ответил: «Да». «И что ты при этом делал?». Тот ответил: «Увидев колючки, я обходил их». Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Так же и богобоязненность».

В остальные месяцы нашей задачей является отказ от харама. Но Рамадан – это месяц, когда мы отказываемся и от халяля (на определенное время). Этим мы как будто заявляем: «Если угодно Всевышнему, я откажусь не только от харама, но и от халяля». Так мы показываем себе, что духом мы гораздо сильнее, чем нам кажется. Наши духовные силы больше, чем мы можем себе представить. И если на протяжении месяца мы можем отказываться от халяля, то в остальное время нам легче отказаться от харама. Это очень важный и ценный урок, являющийся вдохновением как для тех, кто отчаялся в своей вере или степени перед Всевышним, так и для тех, кто осознанно стремится к Его милости и довольству.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle