"Оговорки по Фрейду" с точки зрения ислама
Иногда мы совершаем ошибки в речи, называемые оговорками. Хотел сказать «уважать», а сказал «угрожать», собирался – «люблю», а выскочило «убью». Стоит ли доверять смыслу ошибок в речи? Что это – ничего не значащая случайность или спонтанное проявление глубинных намерений?
Есть мнение, что оговорки связаны с физическим состоянием человека, а именно что болезнь или усталость могут приводить к неточностям в речи. Однако они имеют место быть и в здоровом состоянии, что говорит о целесообразности рассматривать оговорки именно с психологической точки зрения.
Так как объясняются сказанное с подтекстом с психологической точки зрения?
Наличием противоположных намерений. Два противоборствующих намерения, одно из которых человек стремится скрыть от других, а иногда даже от себя, порождает подобные ошибки в речи. Оговорка не означает, что озвученное сильнее или важнее для говорящего. Оговорка отражает лишь наличие двух противоборствующих импульсов, один из которых неожиданно «прорывается».
Данное явление рассматривал доктор Фрейд в своей книге «Психопатология обыденной жизни». Так, автор привел пример председателя депутатского собрания, который в приветственном слове сказал следующее: «Господа, я признаю число присутствующих достаточным и объявляю заседание закрытым». Планировалось сказать «открытым». Но, по версии автора, нежелание участвовать в заседании по тем или иным причинам, депутат выразил оговоркой.
Так, невинная на первый взгляд оговорка может раскрыть глубинные процессы, происходящие в недрах психики человека. И при чем такие откровения могут стать новостью не только для окружающих, но и для самого человека.
Что говорит об этом Коран?
В Коране о речи с подтекстом сказано в связке аятов, в которых говорится об отступивших от ясного пути:
- Воистину, тех, кто обратился вспять после того как им стал ясен прямой путь, дьявол обольстил и обещал им долгую жизнь
- Это потому что они сказали тем, которые возненавидели ниспосланное Аллахом: «Мы будем повиноваться вам в некоторых делах». Аллах знает то, что они скрывают
- Но что же будет, когда ангелы станут умерщвлять их, ударяя по их лицам и спинам?
- Это - за то, что они последовали за тем, что вызвало ярость Аллаха, и возненавидели то, чем Он доволен, и поэтому Он сделал тщетными их деяния.
- Неужели те, чьи сердца поражены недугом, полагали, что Аллах не выведет наружу их злобу (или зависть)?
- Если бы Мы пожелали, то показали бы их тебе, и тогда ты узнавал бы их по их приметам. Но ты непременно узнаешь их по оговоркам. Аллах знает о ваших деяниях.
Сура «Мухаммад», аяты с 21 по 30.
Так, Всевышний выводит наружу скрытую злобу некоторых людей, заставляя их оговариваться.
К той же категории «бессознательных откровений» можно отнести и очитки, и описки, забывание имен, обещаний, ослышки. Они могут обнаружить истинные мотивы человека. В любом случае это шанс переосмыслить то, что человек обычно предпочитает в себе не замечать. Если не оставлять без внимания собственные «ошибки», то в них можно найти богатый материал, который поможет лучше понять себе и может быть станет поводом к позитивным переменам.
Но стоит тут же отметить, что подобные исследования не должны становиться инструментом для преследования других. Всевышний Аллах сказал в Коране: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не шпионьте друг за другом и не злословьте за спиной друг друга» (сура «аль Худжурат», аят 12) Поэтому оговорки могут быть полезным материалом в исследовании самого себя, но в применении к другим порождать только вражду и подозрения.
Ася Гагиева