"Мы почтили сынов Адама...": ислам о правах человека

2465

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

В Коране Всевышний Аллах говорит: «Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 70).

Идея человеческого достоинства в исламе основана на положениях Корана и Сунны. Это не результат социальной или политической эволюции, как в случае со многими другими учениями, в которых идея человеческого достоинства – относительно «современная» идея, возникшая после долгих социальных, политических, экономических перемен.

В Коране говорится, что все сыны Адама почтены. Спустя много веков в тексте Всеобщей декларации прав человека появятся следующие, подобные по смыслу слова, а именно, что «признание неотъемлемого человеческого достоинства и неотъемлемых равных прав всех людей является основой свободы».

Слова «сыны Адама» подразумевают всех людей и исключают возможность дискриминации по какому-либо признаку, будь то цвет кожи, пол, религия или национальность. Вместе с тем за нарушение прав человека предусмотрена система наказаний. В Коране говорится: «Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права» (сура «аль Анъам», «Скот», аят 151).

Садака (милостыня) – это так же способ поддержания человеческого достоинства и гарант того, что потребности неимущих будут удовлетворены. Всевышний говорит: «…которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (сура «аль Маридж», «Ступени», аяты 24-25).

Закят, являясь одним из столпов Ислама, обеспечивает солидарность и взаимоподдержку в обществе. В числе тех, кто имеет право на получение средств из закята, следующие: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый» (сура «ат Тауба», «Покаяние», аят 60).

Идея человеческого достоинства является основой для равенства. В Коране говорится, что единственный критерий превосходства одного человека над другим – его дела: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий» (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 13).

В Исламе никогда не было места расовой, половой, национальной и сословной дискриминации. Однажды, услышав как один из сподвижников обратился к другому со словами «сын чернокожей», Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упрекнул его, сказав, что эти слова – отголосок невежества. После чего тот положил свою щеку на землю и попросил прощения у того, кого оскорбил.

Всевышний почтил сынов Адама, приказав всем остальным склониться перед первым из них: «Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (сура «аль Хиджр», аят 29).

Затем Он научил его всем именам: «Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их (творения, нареченные именами) ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 31).

Всевышний создал человека в наилучшем облике: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (сура «ат-Тин», «Смоковница», аят 4).

Но это не отрицает того, что человек обладает слабостью: «Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 28).

Во многих аятах Корана также говорится, что Всевышний подчинил этот мир на служение человеку. Таким образом, идея о достоинстве человека – это не просто эпитет, но составляющая часть исламского мировоззрения, подкрепленная фактами и религиозными текстами. И это достоинство поддерживается с момента рождения, на протяжении жизни и даже после смерти. Подтверждением последнего является запрет на уродование или истязание тел умерших.

Ислам защищает права и немусульман. По исламскому закону их права, честь, жизни и имущества так же неприкосновенны как и честь, жизнь, права  и имущество мусульманина. Поэтому уважение человеческого достоинства вне зависимости от положения, пола, религии, расы и национальности является неотъемлемой частью мировоззрения мусульман.

Ася Гагиева

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home