Коррупция, которая начинается с "благодарности"

845

Коррупция, которая начинается с «благодарности»

Коррупция, которая начинается с «благодарности»

Говорят, благими намерениями уложена дорога в ад… Учитывая, как часто одни понятия подменяют другими, это высказывание оправдывает себя. В частности это касается «благодарности», которая впоследствии приводит к развитию коррупции. А если еще более конкретно – то подарков и подношений, даруемых чиновникам и работникам якобы в знак благодарности… Казалось бы, благое намерение отблагодарить за качественно оказанную помощь можно считать одобряемым. Но! Только если не смотреть на дальнейшие последствия и то, что сказано об этом Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Абу Хумайд ибн Сад ас-Саиди, да будет доволен им Аллах, сообщил, что однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, нанял сборщиком закята человека по имени Ибн Аль-Лутабийя из племени аль-Азд. Когда он вернулся вечером, то сказал: «Эти деньги для вас, а это было преподнесено мне в подарок». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поинтересовался, почему тот считает нужным оставить эту вещь себе и почему он не остался в родительском доме, а пошел на государственную службу в надежде получить подарок. После этого наставник всех мусульман сложил руки в дуа и дважды повторил: «О, Аллах, разве я не передал им Твои заповеди?» (Муслим). В другой версии говорится, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сядь в доме твоего отца или матери и посмотри, подарят тебе что-нибудь или нет». После чего  велел ему передать все собранные пожертвования и подарки в казну, потому что чиновник, получающий заработную плату, не имеет права принимать подарки за свою работу.

Также от Бурайды ибн аль-Хусайба, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда мы назначаем кого-то на общественную должность и назначаем ему жалование, все то, что выходит за рамки этого дохода, является нечестным (Абу Давуд; Аль-Албани).

Если то, что берется от людей сверх того, на что ты имеешь право (то есть оговорено договором), является нечестно заработанным, то из этого следует, что и те, кто дают «поощрение», тоже являются сообщниками в этом деле, побуждая работника или чиновника к приобретению нечестного заработка. Как сказано в хадисе: «Проклятие Аллаха лежит на том, кто предлагает взятку, и на том, кто ее берет» (Ахмад; Ибн Маджа).

С точки зрения психологии.

С психологической точки зрения подарки должностным лицам также чреваты последствиями. Так, получив «благодарность» от одного, работник или чиновник, будет подсознательно ожидать вознаграждения от второго. И если второй не сделает того же, что и первый, то он в его глазах будет по уровню ценности стоять ниже. «Выражая благодарность» люди редко задумываются о том бремени, которое они возлагают на своих последователей. «Подарок» за «подарком», и поощрения уже становятся нормой и чуть ли не требованием, не имеющим правовой основы.

Отражается это и на мотивации работника. Потому что получая вознаграждение от одного человека, он может потерять интерес и желание вкладываться в той же мере в свою работу в отношениях с другим человеком, который не намерен платить сверх меры. Так, имея благие мотивы, мы все-таки приходим к тому, что заставляем специалистов колебаться в отношении качества исполнения обязательств.

В одном  из хадисов сказано, что увидев порицаемое, мы должны стараться исправить его рукой, если есть возможность, словом, если нет возможности действовать, и порицанием сердца, если нет возможностей для первого и второго.  Но чтобы это зло не начиналось, мы должны сделать одну простую вещь – соблюдать границы установленного порядка и не выходить за их рамки даже с благими намерениями. А поблагодарить специалиста можно не только материально, но и словами – искренне высказав свою благодарность или совершив за него дуа. Как сказано в хадисе: «Если тот, кому сделали добро, скажет сделавшему добро: «ДжазакаЛлаху Хайран», то он выразит благодарность наилучшим образом» (Тирмизи). Следование Сунне взамен отказа от сомнительных (хоть  и «благонамеренных») поступков – это один из примеров замены худшего тем, что лучше.

Ася Гагиева

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home