• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Еще один «босфор» создаст проблемы для России

Время чтения: 3 мин
3531

С недавних пор в Турции разрабатывается проект искусственного канала, который соединит Черное и Мраморное моря западнее пролива Босфор. При этом южный вход в канал, т.е. из Мраморного моря согласно проекту, будет осуществляться на территории Стамбула в районе Кючукчекмедже, а выход из него в Черное море - в районе городка Арнавуткёй. До этого существовал еще один вариант проекта, согласно которому маршрут канала должен был пролегать еще западнее, - за пределами Стамбула.

Выше на схеме представлены оба варианта прокладки канала.

Общая длина канала составит от 45 до 50 км, при глубине 25 и ширине 150 м. Поскольку канал пройдет через Стамбул он будет назван «Канал Стамбул». Предполагаемая стоимость работ составит около 20 млрд долларов. При всей сложности и грандиозности проекта, который превосходит по своим масштабам Суэцкий и Панамский каналы, ожидается, что новый канал позволит снизить нагрузку на Босфор и свести к минимуму риск загрязнения его прибрежной зоны, например, в случае крушения нефтетанкера. Таким образом, новый канал будет выполнять роль транспортной артерии для потенциально опасных судов.

Вместе с тем в случае ввода канала в эксплуатацию, что запланировано на 2023 год, вокруг него возникает ряд проблем политико-правового характера. В частности, под вопросом окажется дальнейшая судьба пакета международных договоренностей по пользованию проливами Босфор и Дарданеллы, называемых «Конвенция Монтрё». Конвенция была принята в ходе международной конференции о режиме Черноморских проливов, прошедших 22 июня — 21 июля 1936 года в швейцарском городе Монтрё. В работе конференции принимали участие Турция, - инициатор созыва конференции, СССР, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и даже Японии. Вплоть да наших дней конвенция Монтрё предоставляет торговым судам всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время.

Для военных кораблей режим прохода проливов различается. Так, при условии предварительного уведомления властей Турции черноморские страны могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Что касается нечерноморских стран, то для их военных кораблей приняты существенные ограничения по классу (рангу), тоннажу и сроку пребывания, который не должен превышать 21 суток.

Благодаря конвенции Монтрё в годы «холодной войны» Черное море, фактически, было зоной абсолютного господства советского Военно-Морского флота. Ареной противостояния между ВМФ СССР и ВМС США было Средиземное море. В те годы натовские корабли (за исключением турецких) если и заходили в черноморские воды, то лишь эпизодически. После падения СССР ситуация изменилась, и линия противостояния переместилась в Черное море. Но даже нынешние частые визиты американских кораблей в Черное море продолжают проходят согласно положениям конвенции Монтрё.

В случае введения в строй Канала Стамбул ситуация для России усугубится, поскольку каких-либо международных правил, регулирующих режим его прохода боевыми кораблями на данный момент, не существует. И даже если будет созвана специальная международная конференция по вопросу о правовом статусе нового канала, то вряд ли ее участники воздержатся от соблазна максимально «задавить» интересы России путем создания преференций для кораблей военно-морских сил тех стран, которые входят в НАТО и, соответственно, вынашивают агрессивные замыслы против нашей страны.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle