Реклама

ЕАЭС: проблемы и перспективы

2053

ЕАЭС: проблемы и перспективы

В последние дни февраля президент России Владимир Путин совершил официальные визиты в ряд постсоветских среднеазиатских республик: в Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Можно считать, что поездки совершались в рамках дальнейшего налаживания сотрудничества в рамках возглавляемого Россией Евразийского экономического союза (ЕАЭС), поскольку Казахстан и Кыргызстан (наряду с Арменией и Беларусью) уже являются членами этого союза, а Таджикистан в настоящее время ведет переговоры о вступлении в эту организацию.

Таким образом, обсуждение проблем и перспектив ЕАЭС входило в повестку дня встреч Путина с тремя центрально-азиатскими лидерами. Необходимо отметить, что идея создания евразийского союза впервые была озвучена более 20 лет тому назад казахстанским президентом Нурсултаном Назарбаевым. С тех пор было предпринято несколько попыток сформировать нечто вроде единого экономического пространства в рамках Содружества независимых государств.

С 2011 года к реализации замысла подключился В. Путин. 1 января 2015 года Россия, Беларусь и Казахстан, которые были членами существовавшего ранее экономического блока под названием Таможенный союз, образовали ЕАЭС. На следующий день в организацию вступила Армения, а в августе того же года к ней присоединился Кыргызстан.

Однако экономическая ситуация, сложившаяся на момент создания ЕАЭС, не позволила его членам ощутить сиюминутный результат, на который они изначально рассчитывали. Во многом это было предопределено влиянием на Россию экономического кризиса, а также ухудшением отношений между Россией с Западом.

Тем не менее, некоторые частности в рамках нового союза оказались весьма полезными для ее отдельных членов. Так, очевидны позитивные перемены, связанные со статусом трудовых мигрантов из Кыргызстана в России. Они теперь выгодно отличаются от статуса мигрантов из Узбекистана и Таджикистана. В результате, число трудовых мигрантов, направляющихся в Россию из Кыргызстана, возросло, в то время как аналогичный показатель для Таджикистана и Узбекистана снижается.

Если перевести динамику в язык цифр, то складывается следующая картина: если с 2013 г. объем денежных переводов из России в Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан стал резко падать, то за первые девять месяцев 2016 года рабочие-мигранты из Кыргызстана (ставшего страной-участницей ЕАЭС) отправили переводы на сумму 1 млрд. 286 млн. долларов, что на 21 процент больше в сравнении с 2015 годом.

Очевидно, что пример Кыргызстана делает членство в ЕАЭС привлекательным для Таджикистана. Уже до создания ЕАЭС примерно каждый восьмой гражданин Таджикистана работал в России.

К сожалению, на данный момент ЕАЭС остается группой союзников в экономической плоскости. В отношении политических подходов и оценок единства между членами организации нет, что отличает ЕАЭС от ЕС. ЕАЭС не может выступать на международной политической арене как единая сила, поскольку в вопросе по той же Украине его члены не имеют общей позиции.

Имеются и другие осложнения внутреннего характера. Так, краткосрочная размолвка между Россией и Турцией после инцидента со сбитым Анкарой в ноябре 2015 года на турецко-сирийской границе российским самолетом, не прошла мимо интересов стран-участниц ЕАЭС.

В первую очередь, сложности были вызваны тем, что решение (пусть и временное) России о закрытии своих границ для товаров, поступающих из Турции или направляющихся туда, осложнило ситуацию для Центральной Азии в целом, но в особенности оно коснулось центрально-азиатских членов ЕАЭСЮ таких как Казахстан и Кыргызстан, которые имеют прочные торговые связи с Турцией.

Существует также осложнение, связанное с китайским фактором. Страны Центральной Азии, входящие в ЕАЭС, имеют отношения с Китаем, который является, фактически, ведущим инвестиционным и торговым партнером для всех центрально-азиатских стран.

Удастся ли ЕАЭС стать экономически привлекательным для группы стран, на фоне продвигаемого Китаем крупномасштабного международного торгового проекта «Один пояс, один путь», который нацелен на связывание десятков стран железнодорожными, автомобильными и морскими путями?

Айдар Хайрутдинов

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home