• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Связь Ислама с химией и алхимией

Время чтения: 8 мин
12350

 

 

Такие вещества как пластмасса, искусственное волокно, синтетический каучук и бензин, а также лекарства, как инсулин и пенициллин, берут начала от химической индустрии ранних мусульман, явившихся в этой области настоящими революционерами.

В арабском языке слову химия соответствует кимия (kimia). Арабский язык, как и французский, требует постоянного определённого артикля, поэтому слово кимия (kimia) дополняется артиклем аль (al) и превращается в слово алькимия (alkimia). На западе последняя буква «а» исчезает, и слово превращается в «alchemy» («алхимия»). Для главных средневековых исламских учёных, которые считались авторитетами в ней до 17 века, алхимия была наукой, а не частью фольклора или оккультной практикой.

Джабир ибн Хайян (722-815 годы н.э., Иран), Мухаммад ибн Закария Ар-Рази (865-925 годы н.э., Иран) и Аль-Кинди (801-873 годы н.э., Ирак) являются основными учёными мусульманской химии золотой эры, длившейся двести лет.

Джабир ибн Хайян или Гебер

Джабир ибн Хайян получил на западе известность как Гебер, и все учёные соглашались с тем, что он был основателем химии. Родился ученый в семье фармацевта, провёл большую часть своей жизни в Куфе (Ирак), где занимался научной систематизацией химических знаний. Джабир работал в лаборатории, постоянно совершенствуя процессы отгонки, плавления, кристаллизации, дистилляции, рафинации, амальгамирования, окисления, испарения, фильтрации; производил реакции для получения серной кислоты  через дистилляцию алюма; начал разрабатывать классификации спиртов, металлов и минералов. Он также писал о том, как химические вещества объединяются не теряя своих свойств, и получаются соединения элементов, которые невозможно увидеть невооружённым глазом. Сегодня это кажется очевидным, но более чем тысячу двести пятьдесят лет назад, Джабир стал учёным, опередившим время.

Наиболее важным исследованием этого замечательного экспериментатора было исследование кислот. В античности не было известно кислоты сильнее, чем уксусная, которая придаёт уксусу специфический вкус. Джабир значительно расширил возможности химического эксперимента, открыв серную, азотную кислоты и царскую водку (смесь азотной и соляной кислот), являющихся жизненно важными в современной химической промышленности.

Учёный также сконструировал точные весы, измерявшие объекты в 6,480 раз меньше, чем ратль и отмечал, что при определённых условиях окисления вес металла уменьшался.

 «Великая книга химических свойств», «Вес и меры», «Химические соединения» были некоторыми из трудов Джабира ибн Хайяна, в которых было описано использование водяной бани и химической печи, рассматривались свойства таких важных веществ, как окись ртути и соединения серы.

Джабира интересовало практическое применение  химии, поскольку он, как и другие учёные-мусульмане, хотел улучшить качество жизни своего общества. Он с любопытством исследовал процесс окрашивания тканей и кожи, приготовление краски для волос, изготовление покрытия для создания водооталкивающей ткани и защиты железа, использование марганца в производстве стекла, дисульфида железа для создания золочёных надписей, солей для создания глянцевого покрытия черепицы и керамики, дистилляцию уксуса для получения концентрата уксусной кислоты.

Работы Джабира по рафинации металлов и изготовлению стали помогли развить литейные техники. Великим вкладом учёного в теорию химии стали его взгляды относительно состава металлов, которые сохранились с небольшими изменениями до начала 18 века, эпохи современной химии.

Все вышеописанные исследования Джабир проводил в своей лаборатории в Куфе (Ирак), которая была обнаружена примерно двести лет после его смерти, когда сносились некоторые дома в этом городском квартале, известном как Ворота Дамаска. Среди обломков были найдены ступа и большой кусок золота.

- «Почему вы тратите всё своё время на занятия химией?»

- «Я хочу обогатить моих коллег и братьев».

Ответ Халида ибн Язида ибн Муавийя, оставившего трон ради занятий химией (8 век)

 

Ар-Рази или Разес

Мухаммад ибн Закария Ар-Рази, известный на западе как Разес, был автором труда «Книга тайны тайн». Название книги напоминает заголовок руководства по волшебству, но в действительности она содержала информацию о приготовлении химических веществ и их применении. Своей работой Разес доказал, что он был большим экспертом в классификации естественных веществ, нежели его предшественники, включая Джабира. Он разделял вещества на земные, растительные и животные, добавив искусственно полученные материалы, как окись свинца, каустическую соду и различные сплавы. До Ар-Рази Джабир разделил минеральные вещества на «тела» (как золото и серебро), «души» (как сера и арсиновая кислота) и «духи» (как ртуть и хлорид аммония).

 

 

Аль-Разес стал непревзойдённым учёным благодаря записям своих экспериментов, в которых он объяснял весь процесс и используемое оборудование. Из его труда «Книга тайны тайн» стало  известно, что он проводил процессы дистилляции, прокаливание и кристаллизацию более одиннадцати веков назад.

Учёный был также известен благодаря разработке основ современной химии. Он сконструировал, описал и использовал более двадцати инструментов, большинство из которых применяются и сегодня: например, тигель для плавления, перегонный куб или реторта для дистилляции, крышка куба с направляющей трубкой, различные виды печей.

Первым принципом химии является необходимость практиковать и проводить эксперименты, поскольку те, кто не занимается практической работой и не ставит эксперименты, никогда не достигнет самой малой степени мастерства. Но ты, О мой сын, совершай эксперимент(ы), чтобы получить знания. Учёных восхищает не изобилие материала; они ликуют от превосходства своих экспериментальных методов.

 Джабир ибн Хайян, химик-мусульманин (722-815 годы н.э.)

 

 Аль-Кинди

Многие работы Аль-Кинди были переведены на латинский такими учёными, как Герард Кремонский, поэтому большинство трудов арабского учёного сейчас представлены на латинском, нежели на его родном языке. К примеру, его книга «Де градибус» (лат. «De gradibus»), в которой Аль-Кинди объясняет, что комплекс лекарственного соединения можно рассчитать математически, полагаясь на качества и степень компонентов, а также то, что существует геометрическое взаимоотношение между количеством и степенью эффективности.

Аль-Кинди также является автором  книги «Химия духов и дистилляций». Подробнее о духах написано в главе «Чистота» из раздела «Дом».

Как и прочие знания мусульманских учёных, идеи Аль-Кинди не остались на родине, они распространились по всему миру. Его труд был переведён на латинский, а затем на несколько местных языков, что объясняет его распространение по Европе. Итальянец Герард Кремонский сделал ценнейший перевод книги Ар-Рази «Де алюминибус ет салибус»  (лат. «De aluminibus et salibus»), представляющей собой руководство к изучению и классификации солей и олюмов (солей серной кислоты).

Об этих работах узнали важные европейские учёные 13 века Альберт Магнус и Роджер Бэкон. Роджер Бэкон особенно верил в то, что химия очень важна, благодаря знакомству с арабскими трудами, переведёнными на латинский.

Приготовление ещё одного великолепного ароматического масла. Возьмите одну или два ратля лучшего жасминового масла, налейте его в стеклянную миску, затем добавьте три ратля очищенного надуха (вид аромитического вещества) на каждую ману жасминового масла. Добавляются цедра, яблочная кожура, кусочки айвы, очищенные от семян, измельчённое сандаловое дерево, высушенные лепестки красных роз, свежие макушки мирта, листья дикого тимьяна, сухие или свежие листья «Оцимума», мякоть лимона или его сок. Храните полученную смесь в закрытом виде и перемешивайте раз в день. При необходимости вы можете обновлять ингридиенты каждые пять дней. Получится резкий и ароматный запах. Процедите смесь, налейте её во флакон и добавьте две граны мускуса. У вас получится великолепное ароматическое вещество».

Ратль – мера веса, равная 144 дирхемам, или 449, 28г

Мана – мера веса, равная 2 ратлям 

Из книги учёного 9 века Аль-Кинди «Химия духов и дистилляций»

 

Огромная работа по переводам с арабского на латинский началась в середине 12 века. Одна из работ Джабира «Либер кларитатис» (лат. «Liber Claritatis») появилась в последней трети 13 века. Примерно в 1300 году другая книга Джабира  «Summa Perfectionis Magisterii», или «Cумма совершенств», была также переведена на латинский. Эта книга часто сопровождалась четырьмя другими трактатами «De investigatione perfectionis», или «Исследование совершенства»; «De inventione veritatis», или «Открытие истины», «Liber fornacum», или «Книга о печах», «Testamentum», или «Последнее завещание». В период между 15 и 17 веками чаще всего эти трактаты издавались вместе одним томом. Вкратце они были известны как «Сумма», и имели такой успех, что стали основным учебником по общей химии в средневековой Европе, который оставался непревзойдённым на протяжении нескольких столетий.

Сегодня нам может казаться, что учёные тысячелетие назад работали в пыльных старых комнатах, находящихся высоко в башнях, в окружении дымящихся и бурлящих сосудов и необычных смесей. В действительности же они были умелыми экспериментаторами, равными современным самым продвинутым исследователям, работающим над будущим науки.

 Возможность подробно познакомиться с химическими процессами и тем влиянием, которое оказала химия мусульманского мира, разработанная тысячелетие назад на современную промышленность, вам представится в следующей статье, под названием «Коммерческая химия».

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика