• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ризаитдин бин Фахритдин: На пути к благополучной жизни у женщин множество обязанностей (часть 2)

Время чтения: 19 мин
4261

На пути к благополучной жизни у женщин множество обязанностей, мы коснемся только основных. Вот они: (часть 2)

4. Сохбет (товарищество)

Благонравные женщины поддерживают знакомство с добрыми и воспитанными женщинами, но отстраняются и избегают общения с дурными. Потому что знакомство и дружба с хорошими – причина добра, а приятельство и дружба с дурными – путь ко злу. Сказано, что «может быть, что дурная женщина – это шайтан». Отсюда следует, что недопустимо быть приветливой и пускать за порог женщин с дурным характером. Нет никакой пользы в дружбе с шайтаном. Не надо думать: «Если я сама праведна, разве для меня может быть вред от ее зла?» Пусть ни одна из женщин не сомневается в этом вреде, он ясен как ясный день!..

Если хотим узнать, каков человек, мы задаемся вопросом: «А кто его друзья?», а, посмотрев на его друзей и товарищей, делаем вывод о человеке. Ведь не запрещено делать вывод о ком-либо подобным образом?!.. Тот, кто заходит на мельницу, перепачкает одежду мукой, а толкущийся около казана перепачкается сажей. Подобно этому и влияние дурных женщин!.. Если они пробрались за порог дома, считайте дело пропащим, то есть, вы совершили большую оплошность. Человеку, каким бы хорошим и разумным он ни был, новость типа «о тебе тот-то сказал то-то» очень сложно оставить без внимания. И даже, если он не верит всей этой истории, задержится, чтобы дослушать ее до конца, увлекшись и потеряв счет времени. Дурные женщины, зайдя в дом, начинают разговор именно в такой манере. Для этих злонамеренных женщин ничего не стоит своими сплетнями расстроить благополучие в отношениях между мужем и женой, погрузить в болезнь абсолютно здорового человека, внести тяжкое сомнение в чистую душу.

5. Сохранение тайны

Благонравные женщины, безусловно, будут строго хранить тайны своих супругов, какими бы эти тайны ни были: большими или маленькими. Тот, чьи тайны раскрыты, в достижении своей цели будет преодолевать серьезные трудности или не достигнет этой цели вовсе. А значит, тот, кто раскрывает тайны посторонним, наносит себе непоправимый вред. Хранилище тайны – душа, а ключ к тайне – язык. Тот, кто не хранит этот ключ надлежащим образом и не усмиряет этот ключ (язык), без всякого сомнения, безумец. По законам Шариата, неумение хранить тайны считается большим грехом.

Если женщина, осведомленная о всем вышесказанном, не хранит тайны мужа, а распространяется о них посторонним людям, то не только вредит мужу, а отступает от норм Шариата. Тот, кто, не сохраняя свои тайны, говорит кому-либо: «Говорю только тебе, пожалуйста, не рассказывай никому!..» – один из безумцев сего мира. Разве хватит сил сохранить чужую тайну постороннему человеку, если обладатель тайны сам не может держать ее при себе?!.. Это, несомненно, выше человеческих сил. Недаром говорят, что человеку намного легче уберечь сотни золотых монет, чем маленький секрет. Тому, кто не умеет хранить тайны, нельзя доверять, не следует поддерживать с ним тесные взаимоотношения. Поэтому женщина, которая не умеет хранить тайны мужа, не достойна быть его женой.

В том случае, если муж, обнаружив в нраве жены этот недостаток, решит: «Оказывается, ей нельзя доверять тайны» и начнет скрывать свои секреты от нее, как от своего явного врага, какое наслаждение останется в их совместной земной жизни?!.. Те жены, которые хранят тайны своих мужей, будут ими любимы и испытают их нежные чувства. Поэтому одной из важнейших обязанностей благонравной женщины является сохранение тайн своего мужа.

 

6. Кана’ат (довольство) и риза (удовлетворенность)

Благонравные женщины всегда довольны. Довольство означает удовлетворенность как в малом, так и в большом. Это прекрасное свойство необходимо и для мужчин, и для женщин. Довольство само есть богатство, которое, к тому же, никогда не убывает. Тот, кто не способен быть довольным крупинкой, не будет удовлетворен, даже если его богатства займут всю землю. Отсюда ясно, что неумение быть довольным – одна из болезней детей Адама. Человек, страдающий неудовлетворенностью, сбивается с истинного пути, долго плутает в заблуждении и переносит в своей жизни множество испытаний. У неудовлетворенного человека очень много потребностей, жадность его не имеет границ. Для достижения желаемого он все время лжет, заводит знакомства с нужными людьми, изображая дружеские чувства к ним, но не испытывая их в душе, постоянно старается находиться в поле зрения власть и богатство предержащих.

Поэтому женщине следует всегда быть довольной тем, что имеет ее муж.

Когда дитя Адама постоянно обращает внимание на тех, кто ниже его самого по положению, и осознает вероятность ухудшения своей жизни, возможно, он обретет довольство.

Тот, кто бережно расходует имущество, которым он наделен, будет доволен своей жизнью и благодарен за нее. И никогда не следует забывать, что «твое богатство – твое здоровье».

 

7. И’тидал (экономность)

На женщин возложено ведение домашнего хозяйства, то есть выполнение работы по дому и приготовление пищи. Благонравные женщины в домашних делах бережливы, избегают излишеств и напрасной траты имеющихся средств и имущества. Очевидно, что ежедневные нужды семьи, если нет постоянного источника дохода, требуют наличия определенного материального состояния и имущества. Ведь умерший нуждается в кяфане (саване), а живущий – в средствах для удовлетворения жизненных потребностей.

Не зря говорили мудрые, что «отвечать перед Всевышним Аллахом за данные богатства лучше, чем, будучи бедным, просить у людей» и что «лучше умереть, оставив богатство врагам, чем жить, прося у друзей». И нынешнее время таково, что богатство почетно, а нищета презираема. Обычно основные расходы по домашнему хозяйству находятся в ведении хозяйки, поэтому муж должен постоянно контролировать их. Сколько бы ручей не тек через решето, оно никогда не наполнится; сколько бы муж не зарабатывал денег – если жена не бережливая – их не хватит.

В народе говорят, насколько щедрость украшает мужчину, настолько она непристойна для женщины. У женщины, знающей цену богатству, на учете каждая крошка хлеба. Без надобности она не отрежет лишний ломоть, никогда не выкинет недоеденные корки хлеба, никогда не разрешит детям бросаться кусочками теста, рассыпать остатки муки. Сколько труда вложено в эти неприметные крошки хлеба. Кто-то на земле страдает от голода. И то время, когда в мире немало людей, готовых отдать все, что имеют, за чашку воды и кусок хлеба, очень легкомысленно такое небрежение к хлебным крошкам.

Затаптывать ногами щепки и обрезки дерева, пригодные для топки, без нужды расходовать дрова, спички, керосин, топить печь, надолго оставлять открытыми двери и окна в холодную погоду, перекладывать на других то, что под силу самой, – примеры явного расточительства, излишества из реальной жизни. Если те же дела будут совершаться без лишних трат, из них можно извлечь прибыль, равную прибыли большого магазина за год. Отсюда следует, что бережливость – это большой подарок судьбы и опыт. Благонравные женщины всегда будут помнить об этом.

«Ноги вытягивай сообразно своему одеялу!» – эти слова возьмут себе за правило благонравные женщины, приобретая одежду и украшения. Они не будут забывать, что жизнь продолжительна, и находить пропитание не так просто. Гнаться за модой, соревноваться в приобретательстве с богатыми, значит, открывать дверь излишеству. Расточительством не достигнешь богатства. Даже государство, ушедшее раз и навсегда, вновь не вернется.

Вне сомнения, если женщина – плохая хозяйка, то ее муж вынужден денно и нощно всеми доступными путями добывать деньги. И этот несчастный муж пропадет, будучи обреченным на лишения в этой жизни и в вечном мире. Не оставит он после себя доброго имени, пропадет без следа, как брошенный в воду камень.

В старину праведные, благонравные женщины, следуя этой мудрости и желая уберечь своих супругов от подобного позора, довольствовались самым малым. Провожая утром мужей на работу, они напутствовали их: «Не добывай запретное! Голод мы переживем, но не стерпим огонь Ада!» Наверное, и сегодня в огромном мире, созданном Всевышним Аллахом, живут такие женщины. Быть мужем такой женщины лучше, чем быть правителем целого государства. Но достаются и другие жены честным мужчинам, благодарным Всевышнему уже за то, что они не голодны и не разуты. А жена, зная, каким трудом и потом достаются деньги ее мужу, транжирит их на пустяки, или бросает, не принимая, подаренные ей вещи, угощения, или, не храня отложенные на черный день средства, тратит их на лишние украшения и супермодную одежду. Муж такой женщины пропащий!.. И, если подобная женщина не внемлет назиданиям мужа и не остановится, то жизнь с такой женой равносильна вхождению вместе с ней в геенну.

Из сказанного следует, что как обязательно для каждой женщины получение знаний по религии, так же жизненно необходимым является обучение ее ведению домашнего хозяйства, домашней экономике, разумному применению полученных навыков. Не зря говорят, что «дом, в котором живет умная и хозяйственная женщина никогда не пропадет; дети, мать которых благоразумна, не сгинут».

 

8. Чистоплотность и опрятность

Благонравные женщины всегда чистоплотны и опрятны сами, и с такой же тщательностью содержат в чистоте дом. По требованиям шариата Ислама, обязанность каждого мусульманина – быть чистым. Даже самые неопрятные люди превозносят чистоту. Никто не любит нерях. Женщины, в своем стремлении быть привлекательными, желанными для своих супругов, не будут ходить неприбранными и разводить грязь в доме. Говорят, что «грязь в доме – вестница конца дома». Показателем присутствия в доме благонравной женщины является порядок, а на ее отсутствие укажет беспорядок. Если женщина, любящая мужа, надевает, чтобы нравиться ему, самую лучшую, красивую свою одежду, использует ароматы, это не противоречит праведности и богобоязненности. Поэтому благовоспитанная женщина будет стараться выглядеть с учетом пристрастий свого супруга и, по мере возможности, будет интересоваться его мнением на этот счет. Если муж в добром расположении духа, жена выйдет к нему ухоженной, нарядной, во всем своем блеске и будет находиться в его обществе. Она никогда не приблизится к мужу в неприятно пахнущей, неопрятной одежде. Если в благовоспитанности женщины нуждается вся мусульманская община, то внешнее очарование и украшения предназначены только для ее мужа. Поэтому идти в изысканных нарядах и украшениях на свадьбы, в гости, на прогулки, собрания, а встречать мужа в неопрятной и застиранной одежде – проявление дурного воспитания.

Уже было сказано, что чистоплотность является одной из составляющих супружеской любви. Что же под этим подразумевается? Чистоплотность не означает умывание через каждые два часа с мылом и каждодневную стирку белья или мытье полов. Она означает, скорее всего, обмывание водой некоторых частей тела после туалета и содержание их в чистоте постоянно. И нельзя назвать чистоплотностью умывание, подобное утиному, когда одна часть тела обливается водой, а другая затирается землей. Ведь такое состояние хуже, чем откровенная нечистота. Мытье одной части тела, в то время как другая остается в грязи, делается не иначе, как для показухи, и является напрасной тратой воды, мыла, места и времени.

Красиво одеваться и украшаться перед мужем есть одобряемое шариатом и, по сути, важное действие, но и в нем есть моменты, на которое стоит обращать внимание. Необходимо знать, что некоторые способы украшения недопустимы, например:

1) Добавлять к собственным волосам чужие. Имеющиеся в продаже натуральные парики (шиньоны), в большинстве своем, изготовлены из волос больных кожными болезнями или волос умерших. Использование таких изделий крайне опасно для здоровья, поэтому ношение париков (шиньонов) из чужих волос не разрешается. По-видимому, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) именно по этой причине запретил пользоваться париками («Сахих» Аль-Бухари, «Сахих» Муслим, «Мутаи аль-Имам Мухаммад»).

2) Изменять цвет лица и рук пудрой, кремами и схожими по назначению средствами. По мнению исследователей, декоративная косметика содержит вредные составляющие, которые отрицательно действуют на кожу молодых женщин, вызывая ее высушивание и старение. То есть, ее применение может вызвать эффект, прямо противоположный желаемому. Имеется мнение, что отдельные компоненты этих косметических средств могут вредно воздействовать на глаза и даже на центральную нервную систему. Кожа снабжена мельчайшими порами, через которые в ткани проникает воздух. Капельки пота тоже выделяются через них же, поэтому нормальное функционирование этих кожных пор весьма важно для всего организма человека. Применение косметических мазей, кремов и пудры приводит к закупориванию кожных пор. А это не приносит ничего, кроме вреда.

3) Красить зубы в черный цвет. Белизна зубов – особое украшение женщин. В прежние времена мусульманки особо гордились белизной своих зубов. Они тщательно следили за белизной зубов и избегали красить их чем-либо. Некоторые относятся к своим зубам как к обычным костным образованиям, подвергая их активным функциональным нагрузкам, которые становятся причиной их разрушения. Когда зубы портятся, их функция нарушается. Поэтому красить зубы краской для сокрытия их испорченных участков не имеет смысла, т.к. это не поможет защитить желудочно-кишечный тракт от попадания непережеванной пищи. Истинная красота зубов в их здоровье и белизне.

4) Вплетать в косу или вешать на концы волос тяжелые украшения. Из-за продолжительных нагрузок на волосы возможно развитие болезней головы и шеи. А если эти украшения дорогие, то есть опасность того, что кто-то на них позарится.

 

9. Хайа (стыдливость) и ‘иффат (целомудрие)

Стыдливость и целомудрие должны быть обязательными чертами благонравной женщины. Стыдливость и целомудрие – наиболее яркие признаки любви жены к мужу. Никто из мужчин не желает иметь жену порочную и бесстыжую. Даже, если женщина очень красива внешне, мужчина, узнав о ее бесстыдстве, отвернется и выберет скромную. Вспыхнувшее поначалу чувство любви угаснет, сменившись отвращением. Порочность, распущенность всегда были осуждаемы в обществе. Эти качества враждебны Всевышнему Аллаху. Поэтому благонравная женщина, желая быть послушной супругу и, чтобы не попасть в немилость Всевышнего Аллаха, изберет скромность, а не бесстыдство. Совестливый человек, каким бы бедным он ни был, будет всегда в почете среди людей; бессовестный человек, каким бы богатым он ни был, не будет вызывать уважения.

Стыдливость является одной из ветвей древа Ислама, корни которого уходят в Рай, а крона находится в бренном мире. Тот, кто ухватится за веточку этого дерева, несомненно, достигнет и корней. Румянец смущения, присутствующий на лицах благонравных женщин, быстрее молнии достигает глаз супругов и роняет зерна любви в их души. Сплетни, раздоры, пустые разговоры – из арсенала бесстыжих. Благонравные женщины не будут распускать сплетни или лгать. А если женщина лжет мужу, то такая ложь вдвойне отвратительна. Жена, которая лжет мужу, – самая порочная и распущенная во всем мире. Женщину-лгунью нельзя брать не то что женой, а даже работницей. Злословить, затевать склоки, проклинать, читать бад-ду’а кому-либо, обсуждать чьи-то недостойные поступки, проявлять высокомерие – не подобает имеющей стыд благонравной женщине.

Итак, стыдливость и целомудрие есть духовное украшение женщин (духовное – то, что не видно глазам, а можно чувствовать только душой). Но это такое украшение, которое не сравнится с множеством украшений, которые служат только для услады глаз. И, если женщина прекрасна внешне, но бесстыдна и порочна по сути, в течение короткого времени с ней расстанутся и муж, и близкие.

 

10. Тадбир (домовитость)

Благонравные женщины особо внимательны к поддержанию в порядке дома и того, что в нем находится. Порядок означает, что каждая вещь находится в определенном и известном домочадцам месте. Кстати, это одно из важных правил, подсказанных житейской мудростью. Если в доме у каждой вещи есть известное и определенное для нее место, она сохранится в целости и будет под рукой в любое нужное время. Если же нужных вещей не окажется в привычном месте, и их будут оставлять там, где подобрали, то вскоре эти вещи будут иметь положение выносимых из дома во время потопа. Тогда в поисках нужной вещи растают в воздухе минуты, часы, а с ними жизнь. Некоторые простые вещи, как, например, замки и ключи, спички и ножницы, светильник, топор, ручка, чернила, бумага, различные столовые принадлежности обычно бывают востребованы срочно, когда потратить одну минуту бывает тяжелей, чем расстаться с жизнью. Поэтому места для вещей первой необходимости должны быть строго определены, а так как обычно они бывают в одном экземпляре, каждый, кто берет их, должен положить обратно на место. Контролировать соблюдение этого правила, особенно в части, касающейся столовых приборов, а, кроме того, следить за их чистотой, входит в обязанности женщин. Знаете ли вы, какие видимые признаки указывают на благонравную и трудолюбивую женщину? Определить их не сложно. Если обеденная комната прибрана, столовые и кухонные принадлежности, например, самовар и чашки, нож и скатерть, ложки и тарелки, а также другая посуда, вымыты и вычищены, все расставлено по своим местам, как на магазинном прилавке, значит, хозяйка этого дома благонравна и трудолюбива. И не сомневайтесь в этом ни на йоту!…

Ухоженность дома или отсутствие порядка в нем напрямую связаны с женщиной, там проживающей. Если женщина воспитана, то дом ухожен. Если женщина распущена, то и дом запущен.

Поэтому, какой бы богатой и уважаемой, из какого бы сословия ни была женщина, ее обязанностью является держать под надзором все помещения и все имущество в доме, контролировать выполнение всех домашних дел, следить за тем, чтобы срочные дела делались строго в срок.

Когда нет контроля и порядка в домашних делах, вещи не имеют строго определенного места, то на любое пустяковое дело будут уходить часы. Подтверждение этому можно найти, зайдя в любой дом хотя бы на час. Если в доме хорошая хозяйка, у нее на кухне и всюду порядок, она поставит самовар, а через пять минут рядом с ним будет накрыта скатерть. А бывает наоборот, не то, что пять минут, пройдет пять часов. И те, которые дожидаются ее угощения, постареют в ожидании на десять лет. А в итоге, между мужем и женой может разразится не скандал уже, а война. Поистине, женщина, которая не умеет содержать дом и поддерживать все в нем в определенном порядке, которая не умеет вести домашние дела, похожа на человека, взгромоздившегося на шею шайтана. Говорят, что в старые времена, один человек заключил договор с шайтаном о том, чтобы возить друг друга на шее до тех пор, пока сидящий сверху не перепоет все свои песни. Вначале шайтан сел на шею человека и начал петь свои песни. Через два часа он закончил петь и слез. Затем человек взобрался на шею шайтана и начал громко петь свою песню: «Там-тарам, там-тарам…» Через несколько часов уставший шайтан спросил: «Всё?» Человек ответил, что он еще не спел и одной десятой своей песни, тем самым он поразил шайтана. Сокрушенный шайтан убежал, сбросив свою ношу.

Если таким же неприглядным образом женщина ведет домашнее хозяйство, то для нее все это лишь напрасная суета, и от мужа она тоже не услышит благодарности. Из-за этого со временем утратится все очарование их совместной жизни. Жена – та, через которую в доме устанавливается порядок, а в семье – дисциплина. А не та, которая, переложив свои дела на кого-либо и растянувшись на перинах, жует жвачку, или же, собрав соседок, соревнуется с ними в болтовне, обсуждает всякого проходящего, или вызнает у каждого встречного последние новости и сплетни.

Содержать дом в порядке – означает, как ранее много раз нами было сказано, делать все домашние дела по установленному порядку и в определенное время, доводить их до завершения в срок. Если в доме есть прислуга, хозяйка не должна освобождать себя от ведения домашнего хозяйства. Наоборот, чем больше в доме работников, тем больше забот у хозяйки. В этом случае необходимо уметь распределить между ними все дела и организовать их слаженную работу, не перетруждая кого-либо из них. Если кто-то из работников не знает своих обязанностей и не понимает словесного объяснения, то хозяйка сама, засучив рукава, должна показать и объяснить, что и как делать. Общеизвестно, что в женщинах нам важнее умение пользоваться иголкой, чем ручкой, и значимее их умение готовить пищу, чем их познания в землеустроительном деле. А собрать на кухне пять женщин для работы, которая под силу одной, устроить среди них великий базар и гвалт, и быть наблюдателем склок, не стоящих и копейки, – достойно самой невоспитанной хозяйки дома. Таким женщинам не дозволено не только руководить чьей бы то ни было работой, а даже помогать кому-то. Заниматься делом умеючи – профессия, а руководить умеючи – большое искусство.

Чтобы руководить, нужно, во-первых, знать, как выполнить это дело, во-вторых, уметь настроить и увлечь людей этим занятием. А одно принуждение – не лучший способ организовать работу. Особенно вредит, а не помогает делу, если хозяин, не отличающийся высокой нравственностью, будет осыпать ругательствами и избивать нерадивого работника.

Каким бы невежественным или глупым ни был человек, ругань, брань, избиение не изменят его. А доброе слово или строгий взгляд вызовут смущение и остановят его. Тот, кто хочет добиться результата, должен знать конечную цель своего дела и не должен менять ее по ходу работы. Человек, которого постоянно понукают, сначала долгое время страдает, потом начинает свыкаться с этим и в будущем не замечает плохого обхождения с ним.

Зная это, благонравные женщины, руководя домашними работниками, будут терпеливы с ними, воздержаны от гнева из-за каждой мелочи. Они не разразятся бранью в адрес тех, кто ходит по домам в поисках работы. Ведь соискатель и работодатель, по большому счету, родственны друг другу. Никто не защищен от того, что в один день сам пойдет к кому-нибудь в работники.

 

11. Сохранение здоровья

Здоровье – особый неоценимый дар. Даже правителю всей земли, если нет здоровья, жизнь будет не мила. Причин болезней множество, но основные причины, исходя из опыта, известны. Если человек сознательно не бережет себя от возможных болезней, то этим самым проявляет пренебрежение к дару здоровья от Всевышнего Аллаха.

Поэтому благонравные жены будут избегать того, что может наносить вред здоровью, и будут учиться тому, чем хоть немного можно помочь заболевшему.

Так как женщины по своей природе мягки и милосердны, они прекрасные и умелые врачеватели. Во времена Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) в военных походах женщины оказывали помощь больным и раненым («Сахих» Аль-Бухари, том 7, стр.12). В наше время русские и другие цивилизованные нации привлекают для ухода за больными сестер милосердия и обучают их основам медицины, и это не противоречит пути Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Но какому пути соответствуют возражения мусульман, которые придерживаются противоположной точки зрения на этот счет, нам не известно.

Основные факторы, вредные для здоровья: употребление холодной воды, охлаждение организма после резкого перегрева, загрязнение воздуха пылью и другими вредными веществами и газами, повышенная влажность в жилых помещениях, злоупотребление жирной пищей, а также любое переедание, употребление алкоголя и азартные игры, прелюбодеяние, употребление наркотиков и другое.

Основные факторы, полезные для здоровья: содержание в чистоте тела, одежды, жилища; постоянное нахождение в состоянии малого и большого омовения; вовремя совершенный 5-кратный намаз (мусульмане-врачи подтвердили, что польза от намаза для тела несоизмеримо больше, чем от обычной гимнастики), своевременное выполнение всех домашних дел.

Если пришла болезнь, не приличествует перед Всевышним Аллахом чрезмерно печалиться и унывать по этому поводу. А следует смириться перед тем, что ниспослал Всевышний Аллах, успокоить себя и, полагаясь на Его Милость, искать пути исцеления. Всевышний Аллах создал все болезни, и Он дает исцеление от них, и от каждой болезни есть свое средство («Сахих» Аль-Бухари, том 7, стр.11-12).

В нашей стране везде есть опытные врачи, поэтому, прежде всего, необходимо своевременно обращаться к ним за медицинской помощью и выполнять их рекомендации.

Одним из путей исцеления является чтение аятов Священного Корана образованными и соблюдающими шариат мусульманами («Сахих» Аль-Бухари, том 7, стр.2). Однако пытаться получить исцеление у невежественных старух или людей, у которых отсутствуют элементарные познания в медицине, противоречит разуму, запрещено шариатом и является ошибочным действием («Фатх Аль-Кадир», том 7, стр. 722).

Обыватели, в большинстве своем, причиной большинства болезней считают воздействие джиннов и сглаз. Поэтому они, уверенные в том, что не имеет смысла обращаться к врачам, часто обращаются к лекарям из чувашей, черемисов и мордвы для лечения посредством народной магии! Из-за этого многие больные вовремя к врачам не обращаются. Это настолько дурная практика, что обо всей глупости ее не стоит писать на бумаге. Это одно из поверий, оставшихся от языческого прошлого.

Лекари в большинстве своем невежественны. Подобно африканским шаманам, без жалости и сострадания к больному, они могут внушить ему, что он обуян джинном или в живот его вползла змея, так, что нагоняют на него страх и усугубляют болезнь.

Ведь если даже абсолютно здоровому человеку сказать, что его обуял джинн, или в него вселилась змея, то от страха его лицо посереет, и он может всерьез заболеть. Люди, которые пугают других ползанием внутри тела змей и другими выдумками, – это невежественные безумцы. Благонравные женщины такие высказывания языком не повторят, не примут близко к сердцу.

Ризаитдин бин Фахритдин

Социальные комментарии Cackle