• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Права жен в отношении мужа. Правила брачного сожительства

Время чтения: 3 мин
7446

Муж должен жить поровну со всеми своими женами.— Если у кого-либо две или более жен, причем все они свободнорожденные, то он обязан делить между ними брачное сожительство поровну, независимо от того, взял ли он их всех девственницами, или всех сайибами (которые уже побывали замужем), или же некоторых из них девственницами, а других сайибами. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: "Человек, имеющий двух жен и пристрастный к одной из них, будет в день суда склоняться на одну сторону" (т. е. будет разбит параличом на одну сторону).

Айша (радыяллаху анха) говорит, что Пророк (мир ему) делил поровну сожительство между своими женами, говоря: "О Господи,я делю поровну то, что в моей власти; не осуди меня за то, что не в моей власти" (под чем он разумел склонности, которые не во власти человека)
 
Жена, взятая ранее, и жена, взятая позднее, — равны между собой в отношении разделения между ними брачного сожительства, потому что приведенное выше предание имеет применение в общем смысле, и составляет одно из брачных прав, в пользовании которыми все жены равны между собой.

Но способ разделения брачного сожительства между женами предоставлен мужу. Мужу предоставлено назначить меру сожительства, то есть, он может жить по одному дню с каждой женою последовательно, или больше, как сам того захочет. Нужно заметить, что под обязательным для мужа равномерным распределением сожительства между женами подразумевается просто совместное пребывание, а не соитие, так как последнее зависит от эрекции детородного члена и поэтому, как и склонности, не всегда во власти супруга.


Когда жены разных состояний (разного общественного положения), то раздел сожительства между ними сообразуется с этим обстоятельством. Если у кого-либо две жены, из которых одна свободнорожденная, а другая рабыня, то время сожительства с ними тот человек должен разделить на три равные части, и жить две части со свободнорожденной женой и одну — с рабыней, потому что, по преданию,так делал Али (да будет доволен им Аллах), а также потому, что при рабыне-жене можно законно вступать в новый брак со свободнорожденною, но не наоборот. Откуда видно, что брачные права рабыни меньше брачных прав свободнорожденной женщины.

Кисм (равное разделение дней между женами) не обязателен во время путешествия мужа. Жены не имеют права на кисм, когда муж путешествует. Он может брать с собой ту из них, какую захочет; но предпочтительнее дать им возможность вынуть жребий и взять ту из них, которой жребий достанется. Имам Шафии находит, что этот способ — посредством жребия определять право жены на сопровождение мужа в путешествии —обязателен для мужа, потому что Пророк (мир ему) всегда бросал жребий между своими женами, когда отправлялся в путешествие.

Наши же ученые доказывают, что Пророк руководствовался в этом единственно желанием успокоить своих жен. Поэтому бросание жребия между ними не более как похвально (желательно, но не обязательно). Жены не могут требовать кисма во время отсутствия мужа в путешествии, так как он может не взять ни одной из них с собою, а потому может взять и ту, какую сам захочет.

Время путешествия не идет в счет кисма, т. е. муж не обязан по возвращении уравнять между оставленными дома женами, посредством большего, против обычного, сожительства, то время, которое провел с женой, взятой им с собой в дорогу, так как оставленные дома жены не имеют права на сожительство во время отлучек мужа. 

Каждая жена может законно передать свою очередь сожительства с мужем другой, потому что известно из хадиса, что  одна из жен Пророка (мир ему) уступила свою очередь Айше, Но если женщина совсем отказывается от своей очереди сожительства с мужем, то она не может снова вступить в нее, так как отказывается от права, еще не установленного за нею, а можно отказаться лишь от вполне установленного права; поэтому, если бы она пожелала снова взять свою очередь, то это равносильно было бы захвату чужой очереди сожительства с мужем.


Бурхануддин Маргинани: О КИСМЕ, ИЛИ РАЗДЕЛЕНИИ БРАЧНОГО СОЖИТЕЛЬСТВА

Социальные комментарии Cackle