Почему Аллах не запрещает шайтану совершать зло?
До сотворения пророка Адама (мир ему) Всевышний создал ангелов и джиннов (см: сура “Аль-Бакара”, аят31; сура “Аль Хиджр”, аяты 26-29). Шайтан является одним из джиннов, который ослушался повеления Всевышнего преклониться перед Адамом (мир ему) (см: сура “Аль-Кахф”, аят 50).
Шайтан предался своей гордыни, отказался выполнять повеление Господа и таким образом не прошел испытание. Сотворенный из огня шайтан посчитал себя выше Адама, созданного из глины (см: сура “Сад”, аяты 71-85).
Он увидел несуществующее превосходство одной материи над другой. В данном случае превосходство огня над глиной, хотя шайтан и признавал, что обе материи созданы Всевышним. Но он не увидел того, что Адам (мир ему) является наместником Господа на земле (см: сура “Аль Хиджр”, аят 29; сура “Сад”, аят 72). А это был явный признак превосходства Адама (мир ему) над другими. В результате своей гордыни шайтан был изгнан из Рая.
Всевышний повелел шайтану:
فَاهْبِطْ مِنْهَا فَمَا يَكُونُ لَكَ أَن تَتَكَبَّرَ فِيهَا فَاخْرُجْ إِنَّكَ مِنَ الصَّاغِرِينَ
“Низвергнись отсюда! Негоже тебе превозноситься здесь. Изыди, ибо ты - один из униженных” (сура “Аль-Араф”, аят 13).
Таким образом из-за своего возвеличивания и отказа преклониться перед Адамом (мир ему) шайтан был изгнан и лишен Божьей милости. Потеряв свое место среди ангелов и оставшись один, шайтан еще больше наполнился ненавистью к Адаму (мир ему) и решил ему отомстить. Целью его существования стала месть Адаму (мир ему) и всем его потомкам. И для того, чтобы достичь своей цели, он попросил у Аллаха отсрочку:
قَالَ أَنظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ
Шайтан сказал: “Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены” (сура “Аль-Араф”, аят 14).
Из Священного Корана нам известно, что день воскрешения наступит когда архангел Исрафиль во второй раз подует в свой рог (см.: сура “Аз-Зумар”, аят 68; сура “Аль-Мутаффин”, аят 6).
Даже после изгнания шайтан не осознал своей ошибки и не покаялся в содеянном. Поэтому он обратился к Аллаху:
قَالَ رَبِّ بِمَا أَغْوَيْتَنِي لَأُزَيِّنَنَّ لَهُمْ فِي الْأَرْضِ وَلَأُغْوِيَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ
إِلَّا عِبَادَكَ مِنْهُمُ الْمُخْلَصِينَ
"Шайтан сказал: “Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех, кроме Твоих искренних рабов" (сура “Аль-Хиджр”, аяты 39-40).
Аллах сказал:
قَالَ اخْرُجْ مِنْهَا مَذْءُومًا مَّدْحُورًا لَّمَن تَبِعَكَ مِنْهُمْ لَأَمْلَأَنَّ جَهَنَّمَ مِنكُمْ أَجْمَعِينَ
“Изыди презренным и отверженным! А если кто из них последует за тобой, то Я заполню Геенну всеми вами” (сура “Аль-Араф”, аят 18).
Почему же Всевышний не запрещает шайтану совершать плохое?
Этот вопрос весьма многогранный. Но все ответы можно объединить одним: это связано с целью сотворения людей и желанием Всевышнего подвергнуть каждого из них испытанию. Согласно Исламу, без ведома Аллаха ничего в этом мире не происходит. Он является обладателем безграничных знаний и находится вне понятий “время” и “место”. Всевышнему известно и прошлое, и будущее.
Человек же приобретает знания лишь через свой жизненный опыт. В отличие от других существ, Всевышний даровал человеку разум и волю. Поэтому на протяжении всей своей жизни человек должен ценить, и он правильно пользоваться этими благами. Иначе в чем смысл ими обладать?
Благодаря воле человек имеет возможность свободы выбора между хорошим и плохим, между поощрением и грехом, между добром и злом. Без разума и воли нет смысла испытывать людей. Иначе человек не будет отличаться от других существ. Без разума и воли он опустится на уровень животных. Следовательно, испытания - неотъемлемая часть жизни человека.