• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Слышат ли умершие?

Время чтения: 29 мин
234846

По общему мнению всех имамов, нет ничего дозволенного в таких действиях, когда некоторые люди, считая, что покойники слышат их и видят, совершают намаз около могилы умершего, совершают ритуальный обход, целуют могилу, уносят с собой горсть земли с могилы, обращаясь к умершему просят у него помощи, благ, здоровья, рождения детей, разрешения проблем и т.п., уподобляясь идолопоклонникам, которые испрашивают у своих идолов. Это не делали ни Посланник Аллаха (Салаллаху алейхи ва саллям) ни сподвижники, ни следующие за ними, и ни один из имамов. [1]

По преданию более десяти сподвижников, таких как Умар ибн Аль Хаттаб, Ибн Умар, Абу Тальха (да будет доволен ими Аллах), Посланник Аллаха (Салаллаху алейхи ва саллям), обратился к убитым в битве при Бадре с такими словами:

... فجعل ينادى باسمائهم واسماء آبائهم وقد جيفوا: يا ابا جهل بن هشام ويا عتبة بن ربيعة ويا شيبة بن ربيعة ويا وليد بن عتبة! أيسركم انكم اطعتم الله ورسوله؟ فانا قد وجدنا ما وعدنا ربنا حقا، فهل وجدتم ما وعدكم ربكم حقا؟ قال: فسمع عمر قول النبى صلى الله عليه وسلم فقال: يا رسول الله! ما تكلم من اجساد لا ارواح لها؟ وهل يسمعون يقول الله عز وجل (انك لا تسمع الموتى)؟ فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: والذى نفس محمد بيده ما انتم باسمع لما اقول منهم، والله انهم الان ليعلمون ان الذى كنت اقول لهم الحق ، وفى رواية: انهم ليسمعون، غير انهم لا يستطيعون ان يردوا على شيئا

“…в день Бадра, Пророк (Салаллаху алейхи ва саллям) приказал похоронить тела двадцати четырех уважаемых курайшитов в одном месте. Согласно этому приказу эти тела были скинуты в высохший колодец.

На третий день после победы Пророк подошел к колодцу и обратился называя их имена:

«Эй, Абу Джахиль бин Хишам, эй, Утба бин Раби’а, эй, Шейба бин Раби’а, эй, Велид бин Утба! Если бы вы покорились Аллаху и Его Посланнику, обрадовала бы вас эта вера? Мы достигли того, что обещал нам Аллах, а вы убедились теперь в истинности того, что обещал вам Аллах?»

Сподвижники слышали эти слова Пророка (Салаллаху алейхи ва саллям) и Умар (радыйаллаху анху) спросил:

— О Посланник Аллаха! Что ты говоришь этим безжизненным телам? Разве могут они слышать? Ведь сказал Всевышний: «Ты не заставишь слышать мертвецов»[2]? На что Пророк (Салаллаху алейхи ва саллям) ответил:

— «Клянусь Тем, в чьей длани жизнь Мухаммада вы слышите мои слова не лучше их. Сейчас они поняли, что истинны мои слова. Они сейчас меня слышат, но ответить не могут». [3]

Когда этот случай был рассказан матери правоверных Аише (радыйаллаху анха), Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) сказал только следующее:

«Воистину, сейчас они знают, что истинны мои слова» и зачитал аят «Ты не заставишь слышать мертвецов». [4]

Передавший этот хадис Катада (радыйаллаху анху) сказал: «Всевышний Аллах оживил их настолько, чтобы они могли слышать упрекающие, унижающие, обвиняющие, удручающие и заставляющие раскаяться слова Посланника (салаллаху алейхи ва саллям)» 

Анас бин Малик (умер в 93/711г) (радыйаллаху анху) передает, что Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

إِنَّ الْعَبْدَ إِذَا وُضِعَ فِي قَبْرِهِ وَتَوَلَّى عَنْهُ أَصْحَابُهُ إِنَّهُ لَيَسْمَعُ قَرْعَ نِعَالِهِمْ

«Воистину, раб после того, как его спустят в могилу, слышит звуки шагов удаляющихся друзей». [5]

Ученые согласны по поводу достоверности иснада этого хадиса, переданного от Абу Хурейры (радыйаллаху анху).[6]

В этих хадисах также значится, что мертвые слышат в течении короткого времени.

Итак, данные источники и схожие с ними, показывают, что у мертвецов отсутствуют какие либо чувства и движения. Отныне их души изъяты, дела прекращены и закончены с точки зрения увеличения. Это показывает, что умерший человек не может сделать ничего для себя, и раз уж он не может действовать в свою пользу, как он может сделать что нибудь в пользу другого?!

فَإِنَّكَ لا تُسْمِعُ الْمَوْتَى وَلا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ

«(О Мухаммад!) Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять.»[7]

إِنْ تَدْعُوهُمْ لا يَسْمَعُوا دُعَاءَكُمْ وَلَوْ سَمِعُوا مَا اسْتَجَابُوالَكُمْ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكْفُرُونَ بِشِرْكِكُمْ وَلا يُنَبِّئُكَ مِثْلُ خَبِيرٍ

«Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий..»[8]

وَمَا يَسْتَوِي الأحْيَاءُ وَلا الأمْوَاتُ إِنَّ اللَّهَ يُسْمِعُ مَنْ يَشَاءُ وَمَا أَنْتَ بِمُسْمِعٍ مَنْ فِي الْقُبُورِ.

«Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле»[9]

إِنَّكَ لا تُسْمِعُ الْمَوْتَى وَلا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ

«(О Мухаммад!)Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять.»[10]

Доказательства тех, кто считает, что покойники слышат

Мнение на эту тему Ибн Таймии, которого считают источником своих взглядов ваххабиты (салафиты), и схожие с ними взглядами:

Ибн Таймия считает: «Мертвые слышат» 

Ибн Таймия ответил на вопрос: «Правильно то, что умершие могут слышать звуки зикра, мольбы и Корана (который читают после его смерти). [11]

Ибн Таймия в своих фетвах на вопрос – знают ли покойники в могилах тех, кто пришел навестить их, понимают ли их? – сказал: «Да, знают и понимают». А после этого пишет о источниках, говорящих о встрече покойников и о том, что дела живых показываются им. [12]

Ибн Таймия говорит о том, что мертвые разговаривают в могилах и слышат речь, обращенную к ним. [13]

В ответ на заявление тех, кто говорит: «В утверждении, что мертвые не слышат, мы опираемся на аят: فَإِنَّكَ لا تُسْمِعُ الْمَوْتَى / «Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов»[14] мы ответим:

В следующем аяте Всевышний Аллах говорит:

وَمَآ أَنتَ بِهَادِ الْعُمْىِ عَنْ ضَلاَلَتِهِمْ إِنْ تُسْمِعُ إِلاَّ مَنْ يُؤْمِنُ بِآيَاتِنَا فَهُمْ مُسْلِمُونَ

«Ты можешь заставить слышать только тех, которые веруют в Наши знамения, будучи мусульманами»[15].

Тогда, следуя вашей философии, по внешнему смыслу аята, здесь подразумевается, что слышат верующие. А если посмотреть с другой стороны, можно понять, что слово «слышать» равнозначно значению «принимать».

فَإِنَّكَ لا تُسْمِعُ الْمَوْتَى وَلا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ

Воистину, ты не заставишь слышать (истину и правду) мертвецов (на которых похожи неверные, из-за того, что не извлекают пользу от услышанного)и не заставишь глухих (у которых не слышат сердца) услышать призыв, (к тому же) когда они обращаются вспять.[16]

وَمَآ أَنتَ بِهَادِ الْعُمْىِ عَنْ ضَلاَلَتِهِمْ إِنْ تُسْمِعُ إِلاَّ مَنْ يُؤْمِنُ بِآيَاتِنَا فَهُمْ مُسْلِمُونَ

 «Ты не выведешь слепых (которых мы ослепили по причине их ошибочного выбора) из их заблуждения. Ты можешь заставить слышать (истину) только тех, которые веруют в Наши знамения, будучи (искренне покорившимися) мусульманами».[17]

Слова «ты не заставишь слышать мертвецов» означают – ты не можешь заставить поверить неверующих. Под живыми же подразумеваются верующие. Похожие метонимии, метафоры, иносказания часто встречаются в Коране. Некоторые из них такие:

لِيُنْذِرَ مَنْ كَانَ حَيًّا وَيَحِقَّ الْقَوْلُ عَلَى الْكَافِرِينَ.

«Чтобы он предостерегал тех, кто жив, и чтобы сбылось слово относительно неверующих»[18] в этом аяте вера – жизнь, верующий – живой. 

سُقْنَاهُ لِبَلَدٍ مَيِّتٍ فَأَنزلْنَا بِهِ الْمَاءَ.

«Мы пригоняем их (облака) к мертвой земле, проливаем воду»[19]здесь мертвая земля означает высохшую, не дающую урожая землю.

وَحَسِبُوا أَلا تَكُونَ فِتْنَةٌ فَعَمُوا وَصَمُّوا ثُمَّ تَابَ اللهُ عَلَيْهِمْ ثُمَّ عَمُوا وَصَمُّوا كَثِيرٌ مِنْهُمْ وَاللهُ بَصِيرٌ بِمَا يَعْمَلُونَ.

В аяте «Они посчитали, что не будет искушения, и потому стали слепы и глухи. ЗатемАллах принял их покаяние, после чего многие из них снова стали слепы и глухи. Аллахвидит то, что онисовершают.»[20]слова «слепы и глухи» означает невежество неверующих.

أَفَأَنْتَ تُسْمِعُ الصُّمَّ أَوْ تَهْدِي الْعُمْيَ وَمَنْ كَانَ فِي ضَلالٍ مُبِينٍ

«Разве ты можешь заставить слышать (эту истину) глухих или наставить на прямой путь (не желающих видеть) слепых и того, кто находится в очевидном заблуждении?»[21]из этого аята следует, что неверующие указанные в аяте – это вовсе не те слепые и глухие, которых мы знаем.

От Абу Мусы Аль Аш’ари передается, что Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Состояние упоминающих своего Господа и не упоминающих подобно состоянию живого и покойника». [22]

Из всех упомянутых выше аятов Корана и хадисов мы понимаем, что люди, упомянутые в аяте فَإِنَّكَ لا تُسْمِعُ الْمَوْتَى/ Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов[23] – это не покойники, а неверующие с бездушным сердцем, которое умерло от неприятия веры.

Ученик Ибн Таймии, Ибн Каййим Аль Джавзия написал книгу «Рух» (Душа) в которой убедительно доказывает, что мертвые слышат.

Ибн Каййим Аль Джавзия (умер в 751/1350г) – это один из тех ученых, к словам которого прислушиваются утверждающие, что умершие не слышат. В своей книге он сказал так:

Так как нам дано знать, что они слышат то, что им говорят, если даже разложились их тела.

В таком случае, под понятием обращение к мертвым, имеется ввиду обращение к душам, привязанным к телу.

وَمَا أَنْتَ بِمُسْمِعٍ مَنْ فِي الْقُبُورِ

«и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле.»[24] – из этого аята становится ясно, что неверный, лежащий в могиле, не сможет услышать от живого ничего, что могло бы принести ему пользу. Да и к тому же, покойники в могилах не могут слышать таким образом как живые, чтобы получать от этого пользу (то есть от услышанного чтения Корана, который прочитан над его могилой, он не получит «саваб», как получил бы от прослушанного Корана, будучи живым).

Человек, читавший Коран, тот саваб, который он получил, может подарить умершему, однако это уже другая тема. С точки зрения «саваба» и уверования, никакие слова ему пользы не принесут, но другие разговоры они могут слышать.

Ибн Джавзи в комментариях к 22-му аяту суры Фатыр говорит:

«Всевышний Аллах под словом «те кто в могиле» указал на неверных и сравнил их с покойниками, то есть, подобно тому, как покойники в могилах не могут слышать Книгу Всевышнего и не могут извлечь пользу из Его наставлений, так и люди с умершими сердцами не могут извлечь пользу от услышанного». [25]

Всевышний Аллах не говорил, что мертвецы совершенно ничего не слышат. Еще один аят Коран гласит:

إِنَّكَ لا تُسْمِعُ الْمَوْتَى وَ لا تُسْمِعُ الصُّمَّ الدُّعَاءَ إِذَا وَلَّوْا مُدْبِرِينَ

«(О Мухаммад!)Воистину, ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять.»[26] То, что наряду с мертвецами не слышат также и глухие, есть доказательство того, что обе эти группы безразличны к призыву.

Невозможно заставить что то услышать или объяснить таким людям, когда они мертвы и глухи. Эта точка зрения правильна. Но не сказано, что человеческая душа, которая не оборвала связь с телом не может услышать низость плохого состояния.

Анас бин Малик (умер в 93/711г) (радыйаллаху анху) передает: Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

إِنَّ الْعَبْدَ إِذَا وُضِعَ فِي قَبْرِهِ وَتَوَلَّى عَنْهُ أَصْحَابُهُ إِنَّهُ لَيَسْمَعُ قَرْعَ نِعَالِهِمْ

«Поистине, раб, когда его положат в могилу, слышит звук шагов своих друзей, удаляющихся от его изголовья…». [27]

Ученые согласны по поводу достоверности данного хадиса, который передается через Абу Хурайру. [28]

 Те кто считают, что умершие не слышат, трактуют выражение «слышит звук шагов» как «слышат в течении короткого времени». На поверхности этого хадиса есть слова, позволяющие так думать? Нет!

Имам Бухари передает от Абу Саида Аль-Худри (радыйаллаху анху): Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:«Когда труп положат (на носилки), и люди возьмут его на плечи, если он был праведным, он говорит:

«Скорее несите меня, отнесите меня на мое место!» Если же он не был праведным, тогда он говорит: «Горе вам! Куда вы его (тело) несете?» Эти его слова слышат все, кроме людей. Если бы люди слышали, они бы упали без чувств». [29]

Этот хадис, один из доказательств того, что умерший знает тех, кто его несет, знает куда его несут и знает чем все это для него обернется, благом или скорым наказанием.

По преданию более десяти сподвижников, таких как Умар ибн Аль Хаттаб, Ибн Умар, Абу Тальха (радыйаллаху анхум), Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) на третий день битвы при Бадре обратился к убитым многобожникам с такими словами:

«Эй Абу Джахиль бин Хишам, эй Утба бин Раби’а, эй Шейба бин Раби’а, эй Велид бин Утба! Если бы вы покорились Аллаху и Его Посланнику, обрадовала бы вас эта вера? Мы достигли того, что обещал нам Аллах, а вы убедились теперь в истинности того, что обещал Аллах вам?»

Сподвижники слышали эти слова Пророка (Салаллаху алейхи ва саллям), и Умар (радыйаллаху анху) спросил:

— О Посланник Аллаха! Что ты говоришь этим безжизненным телам? Разве могут они слышать? Ведь сказал Всевышний «Ты не заставишь слышать мертвецов»[30]На что Пророк (Салаллаху алейхи ва саллям) ответил:

— «Клянусь Тем, в чьей длани жизнь Мухаммада, вы слышите мои слова не лучше чем они. Сейчас они поняли, что истинны мои слова. Они сейчас меня слышат, но ответить не могут».[31]

На этот довод, считающие, что мертвые не слышат, скажут:

Когда этот случай был рассказан матери правоверных Аише (радыйаллаху анха), Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) сказал только следующее:

«Воистину, сейчас они знают, что истинны мои слова» и зачитал аят «Ты не заставишь слышать мертвецов»[32]

Наш ответ:

Насколько правильно хвататься за мнение достопочтенной матери правоверных Аиши (радыйаллаху анха), которая не присутствовала при Бадре, когда произошел этот случай, которая не слышала и не видела, как пророк говорил убитым многобожникам, при том, что слова Пророка «Вы слышите мои слова не лучше, чем они» общеизвестны?

Слова Пророка (салаллаху алейхи ва саллям) не противоречат аяту «Ты не заставишь слышать мертвецов». Так как заставить услышать – это передать слова говорящего тому, кто должен услышать. В таком случае, передав звук, заставил услышать слова Пророка (салаллаху алейхи ва саллям) Всевышний Аллах, а не его Посланник (салаллаху алейхи ва саллям). Таким образом аят и хадис не противоречат друг другу.

 Возвращаясь к форме ответа «Воистину, они знают…», так как Аиша (радыйаллаху анха) не была свидетелем произошедшего, она услышала эту историю от Пророка (салаллаху алейхи ва саллям), или от третьего лица, это слово «Воистину, сейчас они знают, что истинны мои слова» не противоречит преданию «они меня слышат». Наоборот, подтверждает его. Ибо, если речь идет о ком то, он может знать говорящего, только услышав его, так уж заведено среди людей.[33]

Указанные в двух аятах «мертвецы» и «те, кто в могилах» – иносказательное указание на неверующих, «кяфиры» с умершими сердцами, которые равнодушны увещеваниям. Их дома – это их тела, с погибшими сердцами. Их тела, как их могилы. Такая трактовка возможна даже не глядя на истинное значение слова. Под неслышанием неверных подразумевается непринятие истины с их стороны (в доказательство – тот факт, что оба аята были ниспосланы про призыв многобожников к вере и их неприятие этого призыва.)

Аиша (радыйаллаху анха) позднее отказалась от своего мнения. Как доказательство, слова приведенные в книге Имама Касталани Альмавахибуль Ледунния:[34]

Удивительно, хадис, похожий на хадис от Абу Тальхи (радыйаллаху анху), имеется в сборнике Ибн Исхака «Аль Магази» в «пересказе» Юнуса бин Букейра [35]от Аиши (радыйаллаху анха) с хорошим иснадом*. В этом хадисе есть выражение «Вы слышите то, что я говорю, не лучше них». Этот хадис передал Имам Ахмад с хорошим иснадом.[36]

Возможно, что Аиша (радыйаллаху анха) по причине того, что данный случай пересказывался многими сподвижниками именно в таком виде, отказалась от первоначального мнения и привела свой пересказ в соответствие с большинством. Вся суть противоречия сводится к тому, что она не присутствовала у Бадра.

Еще один риваят, подтверждающий перемену мнения, есть у Имама Тирмизи:

Аиша (радыйаллаху анха) посетила могилу своего брата Абдурахмана бин Абу Бакра, и обратилась к нему со словами: «Клянусь Аллахом, если бы я была рядом (когда ты умер), то обязательно похоронила бы тебя там, где ты умер. Если бы я застала (твою смерть), то не посещала бы тебя».[37]

Еще один риваят, подтверждающий, что она поменяла свое мнение. Ахмад передает, что Аиша (радыйаллаху анха) сказала:

Когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и Абу Бакр (радыйаллаху анху) были похоронены, я снимала там одежду (и посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и Абу Бакр (радыйаллаху анху) похоронены в доме Айши (радыйаллаху анха). Примечание переводчика). Потому что один из них мой муж, а другой отец. А когда там похоронили Умара (радыйаллаху анху), я его стеснялась и стала покрывать себя.[38]

Согласно этому риваяту, Аиша (радыйаллаху анха) считала, что умершие не только слышат разговоры, но и понимают в каком виде живой человек.

Ибн Таймия, являющийся большим имамом для тех, кто не принимает слышание мертвых, в книге «Китабуль интисар фи-ль Имам Ахмад» говорит, что неверие Аиши в то, что убитые при Бадре многобожники слышали сказанные им слова, не является виной или грехом Аиши (радыйаллаху анха). Так как она не слышала этот хадис от Пророка. Однако для остальных это будет грехом.[39]

Пророк Мухаммад (салаллаху алейхи ва саллям) дал нам знать, что человек, после того, как его душа покинула тело, не прекращает связь с нашим миром, а наоборот, знают о некоторых делах, которые совершают живые.

Анас бин Малик (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

إِنَّ الْعَبْدَ إِذَا وُضِعَ فِي قَبْرِهِ وَتَوَلَّى عَنْهُ أَصْحَابُهُ إِنَّهُ لَيَسْمَعُ قَرْعَ نِعَالِهِمْ

«Поистине, раб, когда его положат в могилу, слышит звук шагов своих друзей, удаляющихся от его изголовья…».[40]

Ученые согласны по поводу достоверности данного хадиса, который передается через Абу Хурайру. [41]

Те, кто считают, что умершие не слышат, говорят , что выражение «слышит звук шагов» относится к первому времени после того, как положат в могилу и перед началом вопросов в могиле» утверждая, что мертвые слышат в течении короткого времени. 

Однако, такое утверждение противоречит ясному смыслу хадиса, к тому же в хадисе не сказано: – «слышат в течении короткого срока». Наоборот, много сведений, что лежа в могилах, мертвые слышат постоянно.

На что они основываются, когда Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) не говорил, что мертвые «слышат в течении короткого срока»?!

«Поистине, покойник мучается от громкого плача живых».[42]

Бухари (умер в 256/870г) и Муслим (умер в 261/875г) записали хадис, Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Покойник мучается от громкого плача своих близких».[43]

Ибн Таймия: До нас дошло много риваятов от Аиши (радыйаллаху анха) и других сподвижников о том, что мертвые видят. Это происходит по воле Аллаха, и когда Он пожелает, душа соприкасается с телом, так же, как ангел спускается на землю, как вспышка света или внезапное пробуждение спящего человека, дело одного момента. Этот смысл указан во многих риваятах.

Муджахид сказал: Иногда души после погребения еще семь дней содержатся в комнатах в своих могилах.

Малик бин Анас сказал:

«До меня дошли известия, что душа может перемещаться, куда хочет». [44]

Согласно хадису, переданному от матери правоверных Аиши (радыйаллаху анха), Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Души  регулярные войска. Те из них, кто знаком друг с другом (в начале времен)  придут к согласию, те кто не знаком  будут противоречить (станут противниками на земле)». [45]

عن عبد الله بن عمرو بن العاص رضى الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: إن أرواح المؤمنين لتلتقيان على مسيرة يوم وليلة وما رأى واحد منهما صاحبه.

Абдулла бин Амр бин Аль-Ас (умер в 43/663г) (радыйаллаху анху) передал, что Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Поистине, души верующих встречаются на расстоянии одного дня и одной ночи, до того, как их владельцы увидят друг друга».[46]

[1] Глава посещение могил, бид’а и мустахаб, стр 49-51, издательство «Гураба» II. издание, 2008.

*Тавассуль – желание приближения к Аллаху посредством упоминания Его любимых творений.

**Истигаса – просьба о помощи через посредника

[2] Ан Намль 27/80.

[3] Муслим, Рай и свойства осчастливленных им: 76, 77, 78; Бухари, Военные походы: 8; Насаи, Похороны: 117; Ахмад ибн Ханбал, Муснад: I, 26, 27.

[4] Ан Намль 27/80.

[5]- Муслим, аль-Джанна ва сыфату наимиха, 70; Бухари Джанаиз, 67; Абу Давуд Сунна 27.

[6]- Аль Багави, Шархус-Сунна, III, 279, (хад.№.1515)

[7]- Ар-Рум 30/52.

[8]- Фатыр 35/14.

[9]- Фатыр 35/22.

[10]- Ан-Намль 27/80.

[11]- Ибн Таймия, Иктидаус-Сыратыль-Мустаким, стр. 378-379, Дар уль Марифа, Бейрут; Ибн Таймия, Сырат аль Мустакым, Глава посещения могил, Издательство Пынар, стр.499, издание: 2004.

[12]- Ибн Таймия, аль-Фатава аль-Кубра, Судный День-Загробная жизнь, стр. 207, Издательство Хакикат, из документов Ахмада бин Таймия Харрани.

[13]- Собрание сочинений Ибн Таймийи, IV, 240, (тома I-VIII.), Издательство Тавхид. (1998)

[14]- Ар-Рум 30/52.

[15]- Ар-Рум 30/53.

[16]- Ар-Рум 30/52.

[17]- Ар-Рум 30/53.

[18] ЯСин 36/70.

[19] Аль-Араф 7/57.

[20] Аль-Маида 5/71.

[21] Аз-Зухруф 43/40.

[22] Бухари, Призыв: 66, 7/168

[23] Ар-Рум 30/52.

[24] Фатыр 35/22.

[25]- Савфатут-Тафасир, тафсир 22-го аята суры Фатыр.

[26]- Ан-Намль 27/80.

[27]- Муслим, аль-Джанна ва сыфату наимиха, 70; Бухари Джанаиз, 67; Абу Давуд Сунна 27.

[28]- Аль Багави, Шархус-Сунна, III, 279, (хад.№.1515).

[29]- Бухари, Джанаиз, 90; Насаи, Джанаиз, 108; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 3/5804.

[30]- ан-Намль, 27/80; ар-Рум, 30/52.

[31]- Муслим, аль-Джанна ва сыфату наимиха, 76, 77, 78; Бухари, Магази, 8; Насаи, Джанаиз, 117; Ахмад ибн Ханбал, I, 26, 27.

[32]- ан-Намль, 27/80.

[33]- Шарху Зуркани аляль-Мавахиб, (2/309).

[34]- Касталани, аль-Мавахибуль-Ледунниййа. Это – имам, алляма, факих, мухаддис Мухаммад ибн Абу Бакр Абуль-Аббас Шигабуддин аш-Шафии (умер в 932). Ад-Давуль-Лами, (2/103).

[35]- Это – хафиз, алляма, Ахмад ибн Ханбал ибн Юнус ибн Бекир ибн Васыл аш-Шейбани аль-Куфи (умер в 199). Бухари, ат-Тарихуль-Кабир, VIII, 411; Ибн Хаджар, Тахзибут-Тахзиб, IX, 456.

[36]- Ахмад ибн Ханбал, Муснад, (25372); Хайсами, Маджмауз-Заваид, (10023). Хайсами сказал: Этот хадис передал имам Ахмад, все передатчики надежны.

*иснад –цепочка людей (передатчиков) хадиса.

[37]- Тирмизи, Джанаиз, Tirmizî, 60.

[38]- Похожий риваят передал имам Ахмад, (25560). Так же этот хадис передал Хайсами в Маджмауз-Заваид, VIII, 615 (h. 14274), сказав: «Передатчики этого хадиса соответствуют условиям сахиха. Его передали Ибн Сад (III, 364) и Хаким (III, 61)».

[39]- Минхатуль-Вахбиййа фир-Раддиль аляль-Ваххабиййа, стр.15.

[40]- Муслим, аль-Джанна ва сыфату наимиха, 70; Бухари Джанаиз, 67; Абу Давуд Сунна 27.

[41]- Аль Багави, Шархус-Сунна, III, 279, (хад.№.1515).

[42]- Муслим,Джанаиз: 18,19; Бухари, Джанаиз: 33; Абу Давуд, Джанаиз: 29; Тирмизи, Джанаиз: 24.

[43]- Бухари, Джанаиз: 32; Муслим, Джанаиз: 9.

[44]- Ибн Таймия, Маджмууль-Фатава, 24-362.

[45]- Бухари, Анбия: 3, (no: 3158, 3/1213); Муслим, Бирр: 49, no: 2638, 4/2031.

[46]- Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, (no: 7068); Бухари, Адабуль-Муфрад, стр. 89, (no: 263).

Islam-today

Понравилась статья? Пожалуйста – репост!

Социальные комментарии Cackle