Смыслы «Ат-Такфир ва аль-хиджра»
Такфир, выводящий мусульманина из веры, – очень серьезное обвинение. В традиционном Исламе для обвинения в неверии требуются очень серьезные доводы. Однако среди мусульман существуют направления, в которых подобные приговоры выносятся очень своеобразно. На вопросы корреспондента «Islam today» ответил глава Совета улемов Российской ассоциации Исламского согласия Фарид хазрат Салман.
- Фарид хазрат, каким образом возникают различные мусульманские секты, движения?
- Большинство сект, группировок в Исламе выделяют какой-либо аспект в исламском мировоззрении, Богопонимании, исламском праве и начинают акцентировать на этом внимание, по-своему его истолковывать, доходя порой до абсурда. Сюда относятся ошибочное понимание Аллаха салафитами, борьба с нововведениями и язычеством вахабитами. «Хизбут тахрир» желает построить некий непонятный мифический халифат.
«Ат-Такфир ва аль-хиджра» (сами они называют себя «аль-Джама`а аль-Исламия» - исламское сообщество) - еще более «хариджитствующее» движение, чем сами первоначальные хариджиты. Для хариджитов основным вопросом было обвинение в неверии выходцев из Ислама. В наше время неправомочное использование понятия «такфир» приобрело новые разрушительные качества.
- Как возникло движение «аль-Джама`а аль-Исламия»?
- «Ат-Такфир ва аль-хиджра» - «Обвинение в неверии и отъезд для спасения веры» - на сегодняшний день стало одним из самых радикальных мусульманских движений.
Все начиналось без каких-либо громких действий и заявлений: не отличающийся большой ученостью египетский студент-агроном Университета Асьюта Шукри Мустафа поставил себе целью иметь право обвинять в неверии других мусульман. Тогда Шукри был активистом радикального ответвления движения «Ихван-уль-муслимун» («Братья-мусульмане»), впитав в себя идеи насильственного захвата власти казненного в 1966 году радикального идеолога Саида Кутба. В 1965 году Шукри был арестован за распространение листовок и заключен в египетский лагерь в Абу Заабаль. Именно там были разработаны главные принципы его учения.
- В чем суть учения «такфиритов»?
- Вера по Исламу – комплекс действий, через которые человек благодарит Всевышнего Аллаха за те блага, которыми он обладает. Безверие – это проявление неблагодарности Творцу. Такфир с точки зрения Ислама – обвинение мусульманскими учеными после соблюдения определенных условий человека или группы людей в безверии, в вероотступничестве, в отходе от основ веры. «Такфириты» отличаются тем, что разрешают самим, самостоятельно выносить подобное обвинение. Члены движения «ат-Такфир ва аль-хиджра» проявили себя, создав проблемы, как в Египте, так и Саудовской Аравии. Они не делают различий между саудовскими, египетскими, татарскими, турецкими учеными и духовными деятелями, полагая, что все те, кто не разделяет их единственно правильные взгляды, являются безбожниками. Поэтому, «они - неверные, отступники, и их можно лишить жизни и имущества».
- Как проявляют себя сторонники идей «такфиризма» в наше время?
- В основе «ат-Такфир ва аль-хиджра» лежит хариджитская модель. Ее опасность заключается в том, что группы людей, порой целые страны, объявлялись неверными. Абдассалям аль-Фарадж развил теорию такфира, совместив ее с салафитской акыдой. Для объявления джихада первоначально выносится такфир правителю и государственным служащим, включая армию и правоохранительные органы. Все они объявляются неверующими, их правление признается незаконным. Сейчас стали частыми случаи обвинения в неверии глав государств, крупнейших мусульманских религиозны деятелей. Так, Шукри Мустафа объявил кяфиром и фактически приговорил к смерти бывшего министра по делам религий Мухаммада ад-Дахаби, устроил его похищение и убийство. После этого египетские спецслужбы вплотную занялись деятельностью «аль-Джама`а аль-Исламия». В июле 1977 года Шукри был арестован, а через полгода казнен. Объявление такфира сторонниками движения целых групп и большинства мусульман мира (в том числе России, стран категории «Дар аль-Ислам» - «Обитель Ислама»), происходит по очень простому принципу: в неверии обвиняются все, кто не разделяет их идей. Так как «такфиритами» предполагается, что все немусульмане и так являются «неверными», то «вышедшими из веры предателями» объявляются главным образом мусульмане, исповедующие традиционный Ислам. Именно они объявляются отошедшими от Ислама.
- В названии движения есть понятие «хиджра». Какой смысл оно имеет применительно к обвинению в неверии?
- Хиджра – переселение. Здесь - от зла к добру, из темноты к свету. Члены «Ат-Такфир ва аль-хиджра», выступают за полный разрыв с современным мусульманским обществом, погрязшим, по их мнению, в неверии. Шукри Мустафа обосновывал такие взгляды поступком пророка Мухаммада (с.а.в.), который оставил языческую Мекку и совершил переселение в Медину. Выход из их общины расценивается как измена, выход из Ислама и отступничество. Наказанием этому является только смерть «предателя». Является фактом, что наиболее одиозные лидеры этого движения нашли себе убежище не в Египте, не в Иордании (исторической Палестине), а на Западе. Современные российские «мухаджиры», считая, что в России нет места для настоящего Ислама, наивно собираются переехать в Саудовскую Аравию и создать там свой «Татаристан».
- Против чего еще выступают сторонники «Ат-Такфир ва аль-хиджра»?
- «Такфириты» отвергают мазхабы, считают недопустимым чтение сур из Корана на кладбище, возле могилы усопшего. Они являются ярыми противниками празднования дня рождения пророка Мухаммеда – Маулид ан-наби, своих дней рождения, родителей и близких родственников. Светское государство и правитель объявляются идолами (тагутам) - объектами якобы религиозного поклонения. Сущность «такфиризма» – это подрыв политической системы государства, захват власти, создание государства на основе законов Ислама в их интерпретации.
«Ат-Такфир ва аль-хиджра» - это одно из античеловечных движений, имеющих исламскую окраску, и, очень похоже, выполняющих заказ неких геополитических центров. Это реальный инструмент внесения раздора в мировую исламскую общину, решения внешнеполитических и внутриполитических задач ряда западных специальных служб. С точки зрения традиционного Ислама, это псевдомусульманская секта, использующая мусульманскую терминологию, действующая среди мусульман. Невозможно выводить целые страны из Ислама. Только сам человек может своими действиями вывести себя из веры. Например, когда опровергает один из столпов веры словами: «Я мусульманин, но намаз читать не нужно».
Записал Али Хайдаров