Скрытые милости: что Аллах требует от нас, и что мы просим у Него

Фото: Anel Alijagic/ shutterstock.com
لايستحقر الورد إلا جهول. الوارد يوجد في الدار الآخر
والورد ينطوي بانطواءهذه الدار. وأولى ما يعتني به مالا يخلف وجوده. الورد هو طالبه منك والوارد انت تطلبه منهوأين ماهو طالبهمنكمماهومطلبكمنه.
Лишь невежды недооценивают вирд. Варид существует и в Последней обители. Вирд же прекратится с концом этого мира. Но более достойно прилагать усилия к тому, чему нет замены. К тому же вирд – это то, чего Он требует от тебя. Варид же ты просишь у Него. И что такое твоя просьба по сравнению с Его требованием?
Слово «варид» здесь означает ниспосылаемые Всевышним Аллахом дары, мирские блага, воздаяния и плоды и результаты деяний. Вместо того, чтобы просить их у Аллаха, суфий должен больше внимания уделять своему вирду (то есть заданным ему урокам, повторяемым им по порядку молитвам и тасбихату). Ибо вирд продолжится лишь до конца света.
В ахирате же нет вирда (в качестве церемонии), однако есть воздаяние за него. Из-за пропущенного в этом мире зикра человек в ахирате будет чувствовать сожаление. Пока есть возможность, рабу следует больше внимания уделять своему вирду.
Дары же Аллаха обильны как в этом мире, так и в ахирате. К тому же, вирд – это Его требование от нас. Варид же мы просим у Него. Его требование, конечно же, гораздо лучше и превыше, чем наша просьба к Нему.
«Не обвиняй Господа, но обвиняй себя»: на пути к духовному совершенству
ورودالأمداد بحسب الاستعداد. وشروق الأنوار
على حسبصفاءالأسرار. الغافلإذا أصبح ينظرماذا
يفعل والعاقلينظرماذا بفعلابه
Милости приходят согласно готовности их воспринять. Нур же воссияет в сердцах сообразно их чистоте. Проснувшись утром, невежда думает о том, что он будет делать днем. Умный же думает, что Аллах сделает с ним.
Под милостями здесь имеется в виду нур, посылаемый Всевышним в человеческие сердца. Эти лучи божественного света достигают до каждого сердца в зависимости от его способности к их восприятию. По мере приложенных духовных усилий возникает озарение (мушахада). А по мере избавления от дурных качеств происходит обогащение положительными нравственными качествами. Насколько сердца будут очищены от низменных страстей и мирских интересов, настолько ярче будут сиять божественные лучи.
Фото: Igor Chus/ shutterstock.com 
Признаком же сияния этих лучей является отказ от принятия каких-либо мер и от собственных предпочтений и полное предание себя воле (предопределению) Всемогущего Аллаха. Кто не познал Всевышнего Аллаха, тот всё время пытается что-то сделать. Умный же знает, что творцом всего является Аллах. В итоге случается то, что Им было велено.
Из книги «Хикам аль-Атайя»