• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Есть у человека в теле две жилки: одна ведет в рай, другая жгучим огнем является"

Время чтения: 2 мин
2404

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 100. Разъяснение того, что сын человечий является особенным благодаря двум вещам, а именно плачущим глазам и улыбающимся устам

 

Есть у человека в теле две жилки,
Расскажу я, разъясню их одну за другой.

Одна божественной является, о товарищ!
Идет она по пути к тарикату с шариатом.

Другая сатанинской является, несомненно,
Выходит она за рамки шариатского пути, [так и] знай!

Та, что божественной является, ведет в рай,
Телом жертвует она, непременно, душу услаждает.

А та, что присущей нафсу является, из ада [происходит],
Жгучим огнем является, однако подобна льду.

Эти две жилки толкают его из стороны в сторону
Постоянно и повсюду в поиске.

Так приди же и постигни, что ты собой представляешь,
К какой из этих двух пород относишься ты.

Хотя и нет в тебе никакой свободы выбора (ихтийар),
Не лишен ты выбора, о избранник!

Усердие прилагай, упорно иди по этому пути.
Это и есть путь, а в ту сторону ты не ходи.

По [пути] шариата ступай, если ты следуешь духовному пути,
Чтобы из-за нафса дурного не найти погибель.

Что есть нафс? Хорошенько знай, что это не страсть.
Так что же такое нафс? Это бытие.

Всякий, кто покинул это бытие,
И тот, кто устранился от самого себя, тому открылось.

Нашел он в себе эти две жилки, [так и] знай,
От ошибочных измышлений освободился и от сомнений.

Познал свой нафс тот домохозяин,
А затем постиг тайну Аллаха.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle