• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Аллах ниспослал Пророку ﷺ этот аят, когда все отвернулись от него

Время чтения: 6 мин
1571

وَقَالُوا لَن نُّؤْمِنَ لَكَ حَتَّى تَفْجُرَ لَنَا مِنَ الْأَرْضِ يَنبُوعًا 
أَوْ تَكُونَ لَكَ جَنَّةٌ مِّن نَّخِيلٍ وَعِنَبٍ فَتُفَجِّرَ الْأَنْهَارَ خِلَالَهَا تَفْجِيرًا 
أَوْ تُسْقِطَ السَّمَاءَ كَمَا زَعَمْتَ عَلَيْنَا كِسَفًا أَوْ تَأْتِيَ بِاللَّهِ وَالْمَلَائِكَةِ قَبِيلًا 
أَوْ يَكُونَ لَكَ بَيْتٌ مِّن زُخْرُفٍ أَوْ تَرْقَى فِي السَّمَاءِ وَلَن نُّؤْمِنَ لِرُقِيِّكَ حَتَّى تُنَزِّلَ عَلَيْنَا كِتَابًا نَّقْرَؤُهُ قُلْ سُبْحَانَ رَبِّي هَلْ كُنتُ إِلَّا بَشَرًا رَّسُولًا 

«И они говорят: «Мы не поверим, пока ты не выведешь для нас из земли источник. Или пока не будет у тебя пальмового сада и виноградника, в которых ты проложишь реки. Или пока не обрушишь на нас небо кусками, как ты заявлял. Или не приведешь к нам Аллаха и ангелов [чтобы мы на них посмотрели]. Или пока у тебя нет украшенного [золотом] дворца. Или же пока ты не поднимешься на небо. Но мы не поверим в твое восхождение, пока ты не спустишься к нам с Книгой, которую мы сможем читать». Скажи [им]: «Пречист мой Господь [и не имеет никаких недостатков]! Я – просто человек и посланник [я не творю чудеса сам]» (аль-Исра, 90-93).

В риваяте говорится: «(Однажды) виднейшие из курайшитских лидеров собрались после захода солнца рядом с Каабой и сказали друг другу: «Отправим кого-нибудь за Мухаммадом, поговорим с ним, попытаемся найти его поступкам какое-нибудь оправдание».

Затем они отправили к Пророку ﷺ человека с сообщением: «Лидеры твоего племени собрались, чтобы поговорить с тобой».

В надежде, что они изменили относительно него свое мнение, Посланник Аллаха ﷺ тут же явился к ним. Он очень хотел, чтобы они стали мусульманами и встали на путь истины, ему было очень тяжело видеть их упрямство и неприятие.

История ниспослания аята: «Душа – из творений Господа. Вам дано знать об этом совсем мало»

Когда он явился к ним, то сел рядом, и они сказали ему: «О Мухаммад! Среди арабов мы не знаем никого, кто бы посеял среди своего народа столько смуты, сколько посеял ты. Ты поносишь наших предков, насмехаешься над нашей верой, считаешь пустыми наши сновидения, ругаешь наших богов, сеешь рознь. Всё зло, какое ты мог причинить нам, – ты причинил.

Если таким образом ты преследуешь цель обогатиться, – мы дадим тебе богатство, и ты будешь самым богатым из нас. Если же хочешь почета и уважения, – мы сделаем тебя своим господином, если хочешь быть королем – мы сделаем тебя своим королем. Если тот, кто тебе является, – джинн, который овладел тобой, – мы потратим на твое лечение столько, сколько нужно, или хотя бы попытаемся оправдать тебя (скажем людям, что он попал под влияние злых духов, и поэтому не отвечает за свои действия)».

На что Посланник Аллаха ﷺ ответил им: «Ничего из перечисленного вами у меня нет. То, с чем я пришел, – я принес не для обогащения, (приобретения) уважения или (завоевания) власти, однако это – Аллах послал меня к вам, даровав мне книгу и велев мне быть для вас благовестником и уведомителем. И я довел до вас послание своего Господа, дав вам относительно Него свои советы. Если вы примите то, с чем я пришел, – вы приобретете для себя в этой жизни, и в жизни вечной (определенную) долю. Если же, не приняв, отвергните, – я буду терпеть, пока Аллах не примет относительно меня и вас Своего решения».

«О Мухаммад, раз уж ты не приемлешь наших предложений, то наверняка хотя бы должен знать, что мы – народ, обделенный землей и ресурсами. Так не мог бы ты попросить своего Господа, чтобы Он отодвинул от нас эти горы, и у нас стало больше земли (для возделывания), чтобы и на наших землях текли реки, как в Шаме и Ираке. Пусть также воскресит кого-нибудь из наших предков, а, в частности, прославившегося своей правдивостью Кусайя ибн Киляба, и мы спросим его, правда ли то, что ты говоришь, или же это ложь. Если ты выполнишь эти наши просьбы, и воскресишь тех, кого мы тебе велим, а они подтвердят твои слова, – мы поверим, что ты действительно послан богом».

На что Посланник Аллаха ﷺ ответил им: «Я послан не с этим, и не для того, чтобы это исполнять. Я – пророк, посланный с определенной миссией и посланием, которое я до вас довел. Если вы примите его, – приобретете для себя в этой жизни, и в жизни вечной (определенную) долю. Если же, не приняв, отвергните, – я буду терпеть, пока Аллах не примет относительно меня и вас Своего решения».

«Раз уж ты не можешь сделать ничего для нас, – попроси своего Господа, пусть сделает что-нибудь для тебя: пусть пошлет к нам ангела, который подтвердит истинность твоего пророчества и будет говорить с нами вместо тебя. Попроси Его, пусть одарит тебя садами, сокровищами, дворцами из золота и серебра, – пусть избавит тебя от (этой) нищеты, и сделает тебя богатым. Ведь погляди – ты, как и мы, пытаешься заработать себе на пропитание, торгуя на рынке. Если ты действительно послан богом, как утверждаешь, то устрой это, и мы поймем, что в глазах своего Господа ты действительно особенный».

Как рассчитать свое количество долгов по намазу и посту?

На что Посланник Аллаха ﷺ ответил им: «Я не стану просить об этом своего Господа, ведь Он послал меня не для этого. Господь послал меня к вам лишь в качестве благовестника и уведомителя. Если вы примите то, с чем я пришел, – вы приобретете для себя в этой жизни, и в жизни вечной (определенную) долю. Если же, не приняв, отвергните, – я буду терпеть, пока Аллах не примет относительно меня и вас Своего решения».

«Тогда обрушь на нас, как обещаешь, наказание с неба, ведь твой Господь, если захочет, может это?!»

На что Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Это происходит лишь по воле Аллаха, и если Он пожелает, – Он сделает это».

«О Мухаммад! Разве твой Господь не знал, что мы будем сидеть здесь с тобой и задавать тебе все эти вопросы; почему же Он не научил тебя правильным на них ответам, и не сообщил тебе, что тебя ожидает, в случае отказа от наших предложений?! Насколько нам известно, этому всему тебя учит лишь человек по имени ар-Рахман из Ямамы, и мы ни за что не поверим таким, как он, поэтому отныне мы вправе поступать с тобой, как пожелаем, мы не оставим тебя, и то, с чем ты пришел в покое, пока не покончим с тобой, либо пока не станет нас!»

Кто-то из них сказал: «Мы никогда не поверим тебе, пока Сам Аллах с ангелами не предстанут перед нами!»

Тогда Посланник Аллаха ﷺ встал и уже было собрался уходить, как сын его тетки – ‘Атики бинт ‘Абдульмутталиб – ‘Абдуллах ибн Абу Убайя, встал и сказал: «О Мухаммад! Ты отверг все предлагаемые тебе твоим народом предложения, не смог привести никаких свидетельствующих о твоей особенности доказательств, не смог обрушить на них то наказание, которым сам же их пугаешь! После всего этого я ни за что тебе не поверю, пока ты не подымишься на моих глазах по лестнице на небо и не вернешься оттуда в компании ангелов, свидетельствующих о твоей истине с читаемой книгой! И, клянусь богом, даже если ты и сделаешь это, – не думаю, что я тебе уже поверю!» Сказав это, он ушел.

Опечаленный тем, что его народ упустил последнюю возможность последовать за ним и спастись, Посланник Аллаха ﷺ вернулся к своей семье. И, увидев, что те (курайшиты) окончательно от него отреклись, Всевышний Аллах ниспослал Своему Пророку ﷺ этот аят». Имам ат-Табари, Джами‘ аль-Баян, 15/110-111; имам аль-Вахиди, Асбаб ан-Нузуль, стр. 206-207; имам Джаляледдин ‘Абдуррахман ас-Суюти, Любаб ан-Нукуль фи Асбаб ан-Нузуль, 1/236-239.

"Асбабун-Нузуль"

Социальные комментарии Cackle