«Хизб ут-Тахрир»: манипулирование и вред
Контактируя с внешним миром, мы сталкиваемся с информацией. Информация — продукт человеческого ума и предмет взаимодействия с людьми. Соответственно, в зависимости от желаний человека, ее можно исказить, сделать ложной и т.д. Информация бывает необходимая нам и бесполезная, а также вредоносная. Вредоносная информация может быть направлена на одного человека, группы людей и общества в целом. Данным материалом хочется показать, как вредоносная информация укореняется в сознании людей, внеся с собой трагичные для общества последствия, на примере «Хизб ут-Тахрир».
«Хизб ут-Тахрир» — скопление людей с общей идеологией, которые выдают и активно распространяют вредоносную информацию. Эта информация направлена на массы людей и конечной целью имеет ослабление общества внутренними конфликтами. Этих приемов много, я же, перечислю вам некоторые из них.
Само название «Хизб ут-Тахрир» означает «Партия освобождения». Заметьте, какое громкогласное заявление! Смысл «освобождения» по праву относится к тому, что делает нас морально чистыми, благонравными, добродетельными, то есть к духовному. Далее они звучат, как «Хизб ут-Тахрир аль Ислами» - «Исламская партия освобождения». То есть, они привязывают свою освободительную деятельность к исламу. В этой короткой фразе сразу несколько манипуляций: паразитирование на эмоциях, паразитирование на скрытых желаниях, паразитирование на авторитете. А арабоязычное название укрепляет паразитирование на авторитете.
Быть свободным желает любой здравомыслящий человек. Стало быть, предлагая «особождение», организаторы партии манипулируют на скрытом желании человека быть свободным. Здесь же работает прием убеждение-психологическая аргументация, когда манипулятор названием партии как бы говорит: «Хочешь быть свободным — присоединяйся». Какую свободу они предлагают и есть ли предпосылки для такого предложения — другой вопрос, который будет обсуждаться в следующем материале.
За словом «свобода» рисуются эмоционально окрашенные образы счастливого, радостного и довольного человека. Это - паразитирование на эмоциях. Паразитирование на авторитете выражается в искусственной привязке этой партии к исламу. Звукосочетание «Хизб» подает образ очищяющего, малого, уходящего. Об этом нам сообщает выходящий из горловины звук «х», гласная «и», обрывающаяся «б», а «з» несет в себе функцию эмоционального выражения всех смыслов в этом звукосочетании. «У» - передает в звуке большое, а удвоенные «т» и «Т» усиливают смысл большого за счет обрыва звука. «А» - эмоционально окрашивает предыдущие смыслы, «х» символизирует очищение за счет выхода воздуха из горловины, «р» - сила, власть, «и» снова передает качество малого, а конечная «р» эмоционально заключает все смыслы звукосочетания, показывая свой настрой на осуществление заданных в звуке смыслов. Таким образом, звукосочетание «Хизб ут-Тахрир» сообщает нам свое понятие «очищающего» в широком значении этого слова, прогноз «очищающего» процесса от малого к большому, выражает сильное желание достижения большого, демонстрируя свою силу, но сообщает, что малое еще не стало большим. Вот такой фоносемантический анализ звукосочетания.
Этот прием воздействия на сознание человека называется внушением — манипулирование звукосочетаниями. Когда слышится звукосочетание «Хизб ут-Тахрир» на подсознательном уровне рисуется что-то драматичное, ложное добро, к совершению которого слушающий и призывается. Паразитирование на авторитете ислама выражается в символе черного флага, на котором арабскими белыми буквами написана шахада (мусульманское свидетельство веры: «Нет Бога, кроме Аллаха и пророк Мухаммад, его раб и посланник»). Черный цвет характеризует отрицание всего, в данном контексте — это отрицание текущей власти и её устроя. Белый цвет символизирует очистительное движение во имя добра, а содержание текста усиливает цветовой смысл. Используя флаг с текстом шахады, манипулятор использует прием ассоциативной цепочки («перенос занчения»), паразитирование: на авторитете, скрытых желаниях, на эмоциях. Потому что этот символ использовал в свое время пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. И жертва манипуляции, смотря на флаг, ошибочно думает, что действия хизб ут-тахрировцев — это путь сунны, то есть путь самого посланника Аллаха, да благсловит его Аллах и приветствует.
Я описал лишь форму данной «партии освобождения», не углубляясь в ее идеологию: провел фоносемантический анализ названия политического движения и разобрал смысл символики, которую они выбрали в качестве своего «лица». Прием цветовоздействия укрепляет их информационные установки. Уже на первый взгляд бросаются приемы манипуляций массовым сознанием в виде паразитирования на авторитете, эмоциях и скрытых желаниях, ассоциативная цепочка («перенос значения»), а звучание названия партии на уровне подсознания (то есть мы не можем контролировать этот процесс) диктует нам определенные эмоции и действия в угоду манипулятору, что есть прием внушение-воздействие звукосочетаний. Смысловая нагрузка названия партии — есть паразитирование на скрытых желаниях, убеждение-психологическая аргументация.
Ислам Сулейманов