• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Прививка от любви к мирскому

Время чтения: 5 мин
10062

 

Не занимайте свои сердца

мыслями о мирской жизни

 Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что любовь к мирскому – основа всех ошибок. И если вглядеться в любой грех или беду, которые случились с человеком по его вине, то в их корне всегда лежит любовь к земной жизни, обольщение ее благами.

Любовь к мирскому – это не просто слабость сердца, это также признак гнева Аллаха на Свое творение. В хадисе Кудси говорится: «Когда Я гневаюсь на раба, Я заставляю его, забыв Меня, увлечься мирским, и использую его для мирских деяний, и он становится из числа заслуживших Ад, и Я ввергну его туда».

Борьба за искоренение этой привязанности из сердца является одним из важных фронтов духовного джихада верующего. Однако это не может стать его самоцелью, конечной точкой его духовного шествия. Потому что это ведет к душевной опустошенности и апатии. Сердце будет похоже на завоеванный город: враги изгнаны, дома опустели, вражеские здания разрушены. И сердце также нуждается в реконструкции, в создании нового облика.

В духовном понимании это означает не только избавление от любви к мирскому, но и культивирование любви к вечной жизни. Здесь важно не столько то, что человек избавляет свое сердце ОТ мирского, сколько то, ради чего или ДЛЯ чего ведется это освобождение. Почему важно это понимать? Потому что человек, который знает о важности равнодушия к мирскому, всячески добиваясь этой победы, и, в конце концов, одолев свои страсти, может попасть в ловушку пустоты. Если остановить духовную работу на этой победе, есть опасность, что на этом месте снова возникнет любовь к мирскому. Как говорится, «свято место пусто не бывает». Также и в отношении сердца.

Освобождение от мирского – это лишь первый этап борьбы за свою душу, за свое счастье. Второй этап – это возделывание души, вернее, возделывание любви к вечной жизни. Как сказал праведный Али ибн Абу Талиб: «Этот мир и Ахират подобны западу и востоку: приблизишься к одному – отдалишься от другого».

Ошибка многих состоит в том, что они останавливаются на половине пути, то есть, освободившись от уз мирского, успокаиваются, чувствуя безопасность и некоторую независимость. Но как говорил известный философ: «Половина губит целое». И потому нужно стремиться к окончательной победе – занимать каждый уголок души стремлением и любовью к вечной жизни. Так, чтобы в ней не осталось места и размером с иголки, тогда туда не втиснется влечение к мирской жизни.

Человек должен собрать все свои помыслы и деяния воедино – для решения главной задачи, для стремления к одной-единственной цели. Тогда этой цели подчинятся и оставшиеся силы, и события, и люди вокруг. Как Всевышний Аллах говорит в хадисе Кудси: «О сын Адама! Служи Мне, поистине, Я люблю того, кто служит Мне, и Я заставлю Моих рабов служить ему». Также Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что Всевышний берет на Себя все мирские заботы того, кто заботится о своей вечной доле.

Вторая ошибка борцов против мирского – это их обольщение победой, самолюбование. Они сравнивают себя с отставшими на этом пути и гордятся тем, что преуспели. Но эта радость вскоре приводит их к печали. И по мудрости Аллаха они снова скатываются к самому началу. Их история похожа на миф о Сизифе, который должен был толкать тяжелый камень в гору. Но когда до ее вершины остается всего несколько шагов, камень снова скатывается вниз. Поэтому верующий, как бы тяжело он ни трудился, должен докатывать свой камень до конца.

Второй аспект борьбы – стремление к вечному - это не только мечты о райских прелестях, а труд и терпение, богобоязненность и любовь к Аллаху. Вдохновением и памяткой в этом деле могут послужить слова, которые Всевышний Аллах сказал пророку Дауду, мир ему:

«Дауд! Оповести обитателей Моей земли о том, что Я люблю того, кто любит Меня; беседую с тем, кто беседует со Мной, и наслаждаюсь обществом того, кто наслаждается, поминая Меня. Я друг того, кто дружит со Мной; избранный тех, кто избирает Меня и покорен тому, кто покорен Мне. Как только раб полюбит Меня, и Я увижу это в его сердце, Я сразу приму его и полюблю такой любовью, в которой его не опередит ни одно из Моих созданий. Искренне стремящийся ко Мне находит Меня, а тот, кто не стремится ко Мне, не находит Меня.

Так отстранитесь же, о люди земли, от тех соблазнов, в которых вы погрязли и идите к Моей милости, близости со Мной и общению! Будьте близки Мне – Я буду близок к вам и полюблю вас, и поистине, Я создал Моих возлюбленных из глины Своего любимого друга Ибрахима, собеседника Мусы, избранного Мухаммада и создал сердца стремящихся ко Мне из Моего света и смягчил их Своим величием».

Однажды к праведнице Рабие, да помилует ее Аллах, пришли некие женщины и в беседе с ней начали ругать и поносить мирскую жизнь. Рабия ответила им (смысл), что говорить плохо о мирской жизни еще не значит быть к ней равнодушным и что устное поминание мирского означает, что сердце все еще озабочено им. Она сказала, что если б они не думали о мирской жизни, они не стали бы и говорить о ней.

Прививка от мирского – это вовсе не пренебрежение теми благами, которые даны Всевышним, это не чрезмерное порицание его и не уход от мирских дел. Как говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Наилучшим вероисповеданием обладает тот, кто не оставляет мирское ради вечного и вечное ради мирского». То есть истинный верующий гармонично сочетает в своей деятельности и эмоциональном отношении и то, и это.

И можно сказать, что лучшая прививка от мирского – это проявление любви к вечной жизни. Потому что они соотносятся друг с другом как огонь и вода: где есть одно, не может быть второго. И стремление к вечности, подобно потоку чистой воды, тушит огонь страстей, связанных с мирской жизнью.

Социальные комментарии Cackle