• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Абу Мансур аль-Матуриди – имам истинного пути

Время чтения: 3 мин
9325

Продолжение…

Имам Абу Мансур аль-Матуриди, его акыда (вероубеждение) и фикх основывались на акыде и фикхе имама Абу Ханифы, ведь он был истинным последователем Великого Имама.

Имам Абу Ханифа стал основоположником мазхаба в фикхе, и этот мазхаб получил название по его имени; в дальнейшем же имам Абу Мансур аль-Матуриди также стал основоположником мазхаба в акыде, который стал носить его имя «Матуридия».

Известно то, что большинство из тех, кто последовал мазхабу «Ханафия» в фикхе, в это же время следовал мазхабу «Матуридия» в акыде и в его усуле. Очевидно, что тех, которые последовали мазхабу «Ханафи-Матуриди», в наше время больше половины исламского мира.

Имам Матуриди занимает четвертую степень (Ахлю-Тахридж) и даже третью степень в ханафитском мазхабе (табака). Он получил свои знания от таких ученых, как Абу Бакр Ахмад ибн Исхак аль-Джурджани, Нусайр ибн Яхья аль-Бальхи, Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад аль-Джузджани, который был кадыем в Нишапуре, и они являлись учениками Сулеймана аль-Джузджани - ученика Мухаммада ибн Хасан Аш-Шайбани, который в свою очередь являлся одним из самых известных учеников Абу Ханифы (да будет Аллах доволен ими всеми). Среди его учеников были великие ученые в фикхе и каляме (акыде), из них Абу Ахмад аль-Ияды, Абуль-Хасан ибн Саид аль-Рустуфуни, Абу Мухаммад Абдуль-Карим ибн Муса аль-Паздави и др. 

Все суждения Имама аль-Матуриди основывались на Благородном Коране и пречистой Сунне. Имам не был лишь кабинетным ученым. Многие тысячи его современников встали на Истинный Путь благодаря его публичным выступлениям. Он никогда не упускал случая выступить при большом стечении народа. Обладая незаурядным талантом оратора, великолепной памятью и огромным багажом достоверных фактов, он всегда оказывался победителем в горячих публичных диспутах. Имам жил и работал в следующем столетии после правления Халифа Мамуна (197/81 по Хиджре), пытавшегося внедрить в халифате ложное учение му'тазилитов.

В это же время стали распространяться идеи древнегреческих философов ввиду перевода их трудов на арабский язык. Многие ученые того времени, оказавшись под влиянием трудов античных философов, стали распространять их ложные идеи. Трактаты по основам вероучения Имамов аль-Матуриди, аль-Аш'ари и их учеников помогли мусульманам в то неспокойное время определиться с выбором Верного Пути, завещанного Посланником Аллаха, Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям).

Как было сказано, выводы Имама А’зама Абу Ханифы по Основам Вероучения были выделены из его трудов Имамом аль-Матуриди. Он систематизировал эти знания и в своих комментариях дополнил их фактологическим материалом. Имамы последующих поколений мазхаба Ханафи в своих трудах по вероучению придерживались иджтихада Имама аль-Матуриди, и по непрерывной цепи эти знания дошли до нашего времени.

Таким образом, труды ученых Суннитов по Богословию (Ильмуль-Калям) строго опираются на Коран и Сунну.

Имам Абу Мансур аль-Матуриди был автором множества книг, но мы хотим выделить две его книги:

1. «Китабут-Таухид» (книга о Единобожии);
2. «Та’уилятуль-Кур’ан» (тафсир, примечательно то, что автор толкует аяты аятами).
Мы считаем, что эти две его книги без сомнений являются очень важными с различных сторон: как со стороны знаний, так и со стороны объема.

В заключение этой статьи хотелось бы сказать, что в исламском мире, особенно перед Ахлю Сунна валь Джама’а заслуги имамов Абу Мансура аль-Матуриди и Абуль-Хасана аль-Ашари просто огромны, так как они разделили истинное вероубеждение от ложного. В дальнейшем ханафиты, жившие в Средней Азии, Булгаре (территория соверменного Татарстана, России), в Пакистане, Хиндустане, Афганистане, большинство населения Османской империи стали себя ассоциировать с имамом Абу Мансуром аль-Матуриди; шафииты, маликиты, ханбалиты ассоциировали себя с имамом Абуль-Хасаном аль-Ашари. Вместе акыда «Матуридия-Ашария» - это единственно истинная акыда Ахлю Сунна валь Джама’а.

Между ними в усуле (основах) не было разногласий, кроме некоторых терминологических разногласий (ихтиляф ляфзи), которые достигают по некоторым мнениям 13 пунктов.

В дальнейшем мы, ин шаа Аллах, предоставим вам акыду Ахлю Сунна валь Джама’а , которую исповедовал имам Абу Мансур аль-Матуриди.

والله أعلم

Продолжение следует…

Муфтий Камиль хазрат Самигуллин


Социальные комментарии Cackle