• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мир без Ислама глазами работника ЦРУ

Время чтения: 5 мин
9631

"Представьте себе, если вам угодно, мир без Ислама - по общему признанию, почти немыслимое состояние вещей, учитывая то обостренное и повышенное внимание, которое уделяется ему в наших ежедневных заголовках новостей" - Такими словами начинается книга Грэма Фулера «Мир без Ислама», изданная в 2010 году. Бывший вице-глава ЦРУ, политический аналитик, работавший в таких странах как Ливан, Саудовская Аравия, Северный Йемен и Афганистан, автор нескольких книг о политическом исламе издал в 2010 голу книгу с названием «Мир без Ислама», в которой попытался объективно и без предвзятости ответить на вопрос - каким был бы мир без одной из крупнейших мировых конфессий? Упущением является то, что изданная два года назад книга так и не была переведена на русский язык, хотя мысли, высказываемые автором, надо отметить, существенно отличаются от общих высказываний относительно ислама, характерных для сотрудников спецслужб США.

Автор отмечает, что ряд мировых политиков и СМИ создают вокруг ислама ореол агрессии, нетерпимости и экстремизма путём «раскручивания» мифа так называемой «исламской угрозы». Настороженное отношение к исламу и мусульманам, порожденное, когда просто некомпетентной, а когда и целенаправленной деятельностью СМИ – ещё одна черта, характеризующая современный ислам. Ислам как будто стоит за широким кругом нарушений международного порядка: терактами с участием смертников-самоубийц, подрывами взрывчатки, заложенной в автомобили, военными оккупациями, движениями сопротивления, восстаниями,  партизанской войной, угрожающими видеообращениями и самими событиями 11 сентября 2001 года.  И страшно даже не это, а то, что подавляющее большинство обывателей (и не только обывателей), крайне охотно принимают и впоследствии исповедуют эту точку зрения. Тем не менее, при попытке вывести ислам как основной дестабилизирующий, по их мнению, фактор за пределы аналитического поля, прорисовывается картина диаметрально противоположная той, которую так активно насаждают антиисламские силы. Во – первых, доминирующие этнические группы на Ближнем Востоке – арабы, персы, турки, курды, евреи, даже берберы и пуштуны – все равно превалировали бы в политике, вне зависимости от вероисповедания. Если бы в этом регионе не возник ислам, то бóльшая часть Ближнего Востока оставалась бы преимущественно христианской в своих различных сектах.

Следовательно, приходится допустить то, что стремящиеся к экспансии средневековые западные страны не распространили бы свою власть и гегемонию на соседний Восток в поисках экономических и геополитических плацдармов. Ведь цель крестовых походов продиктована в первую очередь политическими, социальными и экономическими потребностями, с христианством в роли главного мощного объединяющего знамени. Как отмечает Г. Фуллер, «Европа, может быть, и говорила возбуждающие слова о необходимости «принести туземцам христианские ценности», но с явной целью создать колониальные форпосты как источники богатства для метрополии и базы для возможной переброски западных сил и средств». И поэтому маловероятно, что христиане – жители Ближнего Востока приветствовали бы вторжение европейских флотов и наплыв торговцев при поддержке западных пушек. И европейцы все равно выдвигали бы во власть  все тех же сговорчивых местных правителей.

В так называемом «нефтяном вопросе» представляется крайне маловероятным согласие стран Ближнего Востока на установление европейского протектората над своим регионом. Запад все равно построил и контролировал бы те же самые перевалочные пункты, как например Суэцкий канал. Не ислам заставил ближневосточные государства энергично противостоять колониальному проекту с его решительной перекройкой границ в соответствии с европейскими геополитическими предпочтениями. Ближний Восток равным образом стремился бы создать национально-освободительные антиколониальные движения, чтобы вырвать контроль над своей землей, рынком, суверенитетом и судьбой из рук иностранцев. Нет никаких оснований считать, что христианский Ближний Восток отреагировал бы на колонизацию иначе, чем после принятия ислама. Необходимо упомянуть и то факт, что арабы – христиане сыграли на раннем этапе существенную роль в возникновении всего арабского националистического движения на Ближнем Востоке: действительно, идейный основатель первой панарабской партии Баас - М. Афляк  был сирийским христианином, обучавшимся в Сорбонне.

Возможно, без Ислама мусульманский мир был бы более демократичным.

Но Европа обладает богатейшей историей диктатур, некоторые из которых имели место всего лишь 30 лет назад, как, например, в Португалии или Испании. В Греции, связанная с церковью диктатура прекратила свое существование всего несколько десятилетий назад. Христианская Россия еще не находится вне опасности. Даже за одними лишь упоминаниями о «христианском Ближнем Востоке» кроется опасная вражда. Если бы не было ислама, народы Ближнего Востока остались бы такими, какими они были при рождении ислама, то есть, в основном, приверженцами восточного православного христианства. Но одним из самых длительных  и ожесточенных религиозных расколов был раскол между католической церковью в Риме и восточным православным христианством в Константинополе, который проявляется до сегодняшних дней. Одно из важнейших разногласий было связано с догматом о  троице. Католическая церковь в IX в. сочла нужным дополнить символ веры, выработанный еще в IV в. Согласно этому дополнению Святой Дух исходил не только от  отца, но и от сына. Слова "и от сына" стали предметом ожесточенных споров между западными и восточными богословами, увеличив пропасть, разделяющую церкви. Православные христиане никогда не забывали и не простили разграбление христианского Константинополя западными крестоносцами в 1204 году.

Например, в Греции православное дело является мощным побудительным мотивом для национализма и антизападных чувств, и антизападные настроения в греческой политической жизни всего десять лет назад явились предвестьем тех же подозрений и враждебных представлений о Западе, которые мы слышим от многих исламистских лидеров сегодня. В конце концов, Сэмюэль Хантингтон включил православный христианский мир в число нескольких цивилизаций, вовлеченных в столкновение культур с Западом.    

Разумеется, нельзя утверждать, что существование Ислама не оказало самостоятельного воздействия на ближневосточные отношения или же отношения Восток-Запад. Исламская цивилизация создала общий идеал, к которому могли апеллировать все мусульмане во имя противостояния западному колониализму.

Даже если эта апелляция не смогла сдержать надвигающуюся западную угрозу, она создала культурную память общей судьбы, которая не исчезла бесследно. В мире без Ислама западный империализм гораздо легче справился бы с задачей разделения, завоевания и господства на Ближнем Востоке и в Азии. Не осталось бы общей культурной памяти унижения и поражения на обширной местности. «В этом главная причина, по которой США ныне обламывают свои зубы об исламский мир». Народы, противостоящие иностранным угнетателям, ищут знамена, под которыми они могут пропагандировать и прославлять дело своей борьбы. Религия – наилучший объединяющий принцип, апеллирующий к высшим силам в ходе своего претворения в жизнь.

Автор: Руслан Хисамов

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle