• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Татарский макам: будет ли что передать будущим поколениям?

Время чтения: 5 мин
740

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Татарский макам: история и современность

Перед тем как приступить к изучению темы необходимо определиться с некоторыми важными терминами как «таджвид», «кираат» и «макам».

Таджвид – это правила чтения Корана, посредством которых достигается правильное чтение Священной книги, чтобы исключить искажения смысла на арабском.

Кираат – это чтение Священного Корана вслух, то есть его декламация. Со временем возникли разные виды кираатов, которые друг от друга могли отличаться различиями в огласовках, особенностями произношения, музыкальными интонациями, темпами чтения и местами пауз.

Среди первых известных чтецов Корана выделяют семь человек:

  1. Нафи аль-Мадани (ум. в 785 г.),
  2. Ибн Касир аль-Макки (ум. в 737 г.),
  3. Абу Амр ибн аль-Аля (ум. в 770 г.),
  4. Ибн Амир аль-Яхсуби (ум. в 736 г.),
  5. Асим ибн Абу Наджуд (ум. в 744 г.),
  6. Хамза аз-Зайят (ум. в 772 г.),
  7. Абу-ль-Хасан аль-Кисаи (ум. в 804 г.).

Макам – данный термин происходит от араб. «‏مقام»‎, что означает «стоянка», «место стоянки». Он тесно связан с арабской и тюркской традиционной дворцовой музыкой и стилем пения, которые стали формироваться при дворе халифов, султанов и ханов, в противовес народной музыке.

В Казани обсудили проблемы возрождения татарского макама в азане

Фото: Ильнур Мифтахов, ДУМ РТ

Фото: Ильнур Мифтахов, ДУМ РТ

В узком значении макам означает «ладовый звукоряд», и на татарском языке как синоним к нему ближе всего подходит слово «көй» (лад, мелодия).

Согласно сохранившимся сведениям, например через «Хосров и Ширин» Кутба (примерно 1297–1342), мы узнаем, что при дворе тюрко-татарских правителей существовали профессиональные певцы и музыканты, которые исполняли музыкальные произведения в стиле макама. Эта практика существовала как при дворе золотоордынских ханов, так и в последующем.

Однако с падением Казанского и Астраханского ханств, со второй половины XVI в., традиционная дворцовая музыка исчезает и термин «макам» среди мусульман Волго-Уралья стал употребляться только в сфере религиозной жизни как мелодическая основа декламации Корана, практически превратившись в синоним «кираата».

В XIX– начале XX века можно говорить о существовании особого татарского макама – лада, на котором читали Священный Коран местные чтецы – кари и хафизы. При чем в зависимости от чтеца (кари) либо местности распространения также существовали свои особые вариации чтения и поэтому их часто называли «кизляуский макам», «макам Шаймурзы», «казанский макам» и другие. Многие профессиональные чтецы, кроме того, владели другими кираатами, которые также в народе назывались Мисыр макамы (египетский макам), Шам макамы (сирийский макам), Урдун макамы (иорданский макам) и другие.

Благодаря Шигабутдину Марджани и Ризаэтдину Фахретдину сохранились имена некоторых знаменитых чтецов Корана Волго-Уралья.

Так широкому распространению непосредственно арабских кираатов способствовал Валиутдин бин Хасан аль-Багдади (1756–1831). Он был родом из Багдада, был хафизом, обладал наукой декламации Корана (ильм аль-кираат) и всегда следовал правилам таджвида. В последующем Валиутдин бин Хасан обосновался в Каргалинском медресе близ Оренбурга.

Фото: Ислам-тудей

Фото: Ислам-тудей

Практически все известные чтецы Корана того времени были его учениками или учениками его учеников. Среди них можно отметить Тахира бин Субханкула аль-Питракми (ум. 1864 г.) и его ученика Абубакира бин Яхуду (ум. 1904 г.).

К последнему, согласно Р. Фахретдину, в село Старое Шаймурзино (ныне в Буинском районе Республики Татарстан) для изучения кираатов Священного Корана в летние месяцы собирались до 80 шакирдов с Поволжья и Урала.

Среди известных чтецов Корана был также второй муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Адуссалям бин Абдуррахим (ум. 1840 г.), которой тоже обучался в Каргалинском медресе. Однако, к сожалению, нам не суждено знать, как звучало их чтение.

Впервые аудиозапись чтения Священного Корана (сура «Ад-Духа») была сделана в Мекке в 1885 году нидерландским ориенталистом Христианом Снук-Хюргронье, которая является одним из примеров арабской традиции чтения. А один из примеров татарского макама впервые был записан в 1912 году в исполнении Камиля Мутыги-Тухватуллина.

Другим интересным примером татарского макама является азан татарского военнопленного Нурмухаммата Хисаметдина из Тобольска, который был записан в немецком лагере Вюнсдорф в 1915 году.

Священное Писание на татарский лад, или возрождение национальных макамов

Фото: elmizaismagilova/ elements.envato.com

Фото: elmizaismagilova/ elements.envato.com

Если говорить об особенностях татарского макама, то в целом от арабской или турецкой манеры чтения Корана ее отличает более узкий звуковой диапазон: то есть звуки не так сильно поднимаются высоко и не так сильно опускаются вниз, как во время кираата арабов и турков. И сама мелодия исполнения не так протяжна и опирается на пентатонику, к тому же при татарском макаме Коран читается не так громко.

В годы советской власти многие известные макамы были забыты, но в народе оставались люди, которые владели татарскими маками и пытались их передать будущим поколениям. К сожалению, со временем из-за незнания правил таджвида это приводило к искажениям при чтении.

В наши дни мусульмане Волго-Уралья, в том числе Духовное управление мусульман Республики Татарстан, прилагают усилия для возрождения татарского макама, основанного на правилах таджвида, чтобы оно получило новое развитие.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle