История / Татарский мир

Хади Атласи: "Должен быть лидер, иначе мусульманскую общину ждет раскол"

1967

Хади Атласи:

Какая она, татарская интеллигенция дореволюционного периода? Какое внимание уделяли религиозному воспитанию в то время? Кто стал инициатором создания института единого общероссийского муфтия?

В далеком 1876 году в деревне Чеке Буинского уезда Казанской губернии родился Хади Атласи, общественный деятель, историк и педагог, являвший собой яркий пример татарской национальной интеллигенции. Ему предстоит стать ярким представителем формирующейся татарской исторической науки, соединившим в своем творчестве традиции восточной и западной исторических наук.

Обучаясь в Буинском медресе, Хади Атласи уделял огромное внимание самообразованию, много читал, изучал разные науки, арабский, персидский, турецкий, русский и немецкий языки.

Вернувшись в родной Буинск после окончания учительских курсов в Сеитовской слободе под Оренбургом, богослов становится преподавателем медресе, где и развернул активную работу по обновлению системы образования, внедряя новые методы обучения. О своих реформах Атласи говорил и со страниц газет, публиковал научно-популярные труды. К примеру, «Гыйльме хаят» («Наука астрономия») и «Тарих табигый» («Естественнонаучная история»).

В августе 2006 года Хади принимает участие в III Всероссийском Мусульманском съезде, где основной темой для обсуждения стал вопрос религиозного устройства. Тогда татарский богослов отметил необходимость создания института единого общероссийского муфтия, приводя в пример слова Шигабутдина Марджани о том, что должен быть один лидер, иначе мусульманскую общину неминуемо ждет раскол.

После удачного экзамена на имама и мударриса, его приглашают в село Альметьево на должность имама, где он наряду с обязанностями духовного лица занимался преподавательской и научно-исследовательской деятельностью.  Параллельно с появлением публикаций под авторством Хади Атласи в периодической печати выходят в свет его книги «Ахыр заман ишаны» («Ишан конца света»), «Идел буе» («Поволжье»), «Мэктэб хэм мулла» («Школа и мулла»).

По заслугам оценив общественную деятельность богослова, в 1907 году его избирают депутатом II Государственной думы, где он становится одним из самых активных членов Мусульманской трудовой партии. Нельзя не отметить вклад богослова в издании газеты «Дума», ставшей органом мусульманской трудовой фракции Думы. Газета, как и сама Дума, просуществовала недолго.

Год спустя Атласи выступает с резкой критикой национальной политики, утвержденной министром просвещения в 1906 году. В новой программе речь шла о том, чтобы воспитывать народ в православном духе, об обязательном обучении русскому языку, о замене татарского алфавита русским алфавитом.  Свою точку зрения по этому вопросу богослов высказал в выпущенной им книге-брошюре «Яна низам вэ голэмаларыбыз» («Новые правила и наша интеллигенция»). Правительство отдало автора под суд, который принял решение заключить его в тюрьму на три месяца, отстранив от должности имама и мударриса и лишив духовного звания. После назначенного срока Атласи был взят под постоянный надзор полиции.

После прошедших событий богослов полностью посвятил все свое время научной и творческой работе. Именно тогда он впервые обращается к истории татарского народа. Такой вовлеченный интерес привел к тому, что в 1911 году Атласи публикует свой первый исторический труд «Себер тарихы» («История Сибири»). Причем при подготовке автор использовал не только русские источники и литературу, но и материалы и сочинения арабских, персидских и тюркских авторов.

Через три года выходит в печать еще две книги – «Сөенбикә» («Сююмбике) и «Казан тарихы» («История Казани»), которые позволили ликвидировать нехватку учебников по истории в медресе. Очерк «Сююмбике», как видно из названия, посвящен последней царице Казани Сююмбике. Начинается книга с авторского варианта объяснения происхождения имени Сююмбике и описания всей ее жизни: замужество с Джан-Гали (1533) и Сафа-Гиреем (1536), последние годы правления на казанском троне с малолетним сыном Утямыш-Гиреем, разлуку с сыном, трагедию последних дней ее жизни.

Безусловно, наиболее важным для нас является его книга о Казанском ханстве («Казанское ханство»), вышедшая в печать в 1914 году. Труд включает в себя период с основания города Казани до его падения – завоевания русскими в 1552 году.

Все эти три работы Хади Атласи («История Сибири», «Сююмбике» и «Казанское ханство») – первые исследования на татарском языке, наиболее полно раскрывающие историческое развитие татарского народа в условиях средневековья. Часто эти труды использовались в качестве учебников, оставаясь при этом популярными среди рядовых читателей.

Атласи жил и творил в бурную историческую эпоху. Противоречия того времени не могли не отразиться на его творчестве и на жизненном пути: не раз Хади оказывался под следствием. В результате столь пристального внимания к нему со стороны органов, появилось такое понятие, как «атласовщина».  По этому делу Атласов обвинялся в создании контрреволюционной организации для свержения советской власти, его объявили турецким шпионом, пантюркистом, националистом. Последние слова, произнесенные Хади Атласи на суде: «Я никогда не был террористом и шпионом, никаких заговоров и тайных организаций не организовывал. Я человек не современности, а прошлого».

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home