• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Первый опыт парламентаризма у российских мусульман. Часть 1

Время чтения: 5 мин
3719

События революции 1905 года стимулировали активность различных общественных сил в России.

Царское правительство, пытаясь снизить накал политической борьбы в стране объявило «о незыблемых  основах гражданской свободы».  6 августа  1905 года был принят  высочайший манифест, в котором объявлялось: «…Сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на все пространство империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, ее окраин».

В стране начался процесс создания политических партий. Среди российских интеллигентов-мусульман также родилась идея создать политическую партию, которая представляла бы интересы мусульман. 

Инициаторами  создания партии  татарский общественный деятель  и педагог Абдуррашид Ибрагим, главный редактор казанской газеты «Казан мухбире» Юсуф Акчура и известный адвокат родом из Азербайджана Алимардан Топчибаши.

15 августа 1905 года в Нижнем Новгороде состоялся  национальный съезд, на который  прибыли делегаты из различных районов России,  населенных мусульманами. Местный губернатор не дал разрешение на проведение съезда, но участники съезда нашли  оригинальное решение – арендовать пароход, который курсировал по реке Оке и на нем провести собрание, на котором председателем партии был избран известный мусульманский общественный деятель Исмаил Гаспринский.

11 декабря 1905 года был опубликован закон о выборах в Думу, и стало ясно, что «Иттифак» не успевает выполнить все требования по регистрации партии для участия в выборах. К тому же власти не допустили до участия в выборах  мусульманских активистов Г.Исхаки и Ю. Акчуру, арестовав и поместив в тюрьму до самых выборов.

В сложившейся обстановке  мусульманские политические активисты приняли решение  вступить в партию конституционных демократов, которые охотно приняли их в свои ряды,  рассчитывая получить дополнительные голоса.

Первое заседание Думы состоялось 27 апреля 1906 года. В ее  работе приняло участие 25 депутатов-мусульман.

Однако расчеты царского правительства не оправдались – большинство мест в Думе получили эсеры (социалисты-революционеры) и кадеты (конституционные демократы).   Поэтому уже 8 августа Дума была распущена царем.

Вторая Дума начала работу 20 февраля 1907 года. В нее опять-таки по спискам кадетов прошли 36 депутатов-мусульман. В этот раз удалось создать полноценную мусульманскую фракцию, но в ней произошел раскол. Шестеро депутатов во главе  с К. Хасановым создали «Мусульманскую трудовую группу», которая выдвинула ряд программных требований: отмену всех сословных и национальных ограничений, демократизацию земского и городского самоуправления, всеобщее избирательное право. 

Однако вторая Дума так же была вскоре распущена царем.

3 июня 1907 года  был принят новый закон о выборах. В «Положении о выборах в Государственную Думу» были внесены изменения, которые урезали избирательные права тех слоев населения, кандидатов от которых правительство не желало видеть в представительном органе. Всего избирательным правом в связи с новыми ограничениями  могли воспользоваться лишь  15% населения России. Избирательных прав были лишены, в том числе и жители Туркестана и казахи.

Поэтому в  третью Думу попало всего 10 депутатов-мусульман, причем от Казанской губернии был лишь один депутат – Садри Максуди. Максуди закончил  юридический факультет университета Сорбонны во Франции и хорошо разбирался в европейском праве, знал европейскую культуру и был прекрасным оратором.

Мусульманскую фракцию возглавил Мухаммад Тевкелев.

Главную роль в третьей Думе играла партия октябристов – право-либеральная партия, представлявшая интересы помещиков, чиновников и крупной буржуазии.

За время работы этой Думы (1 ноября 1907 -9 июня 1912 года) обнаружилось полное непонимание нужд и чаяний «инородцев» со стороны октябристов, поэтому депутаты-мусульмане  самостоятельно вели борьбу против ограничений в избирательных правах нерусского населения.

Для того, чтобы обратить внимание на  эти проблемы, иногда приходилось идти на нестандартные шаги. Так, например,  Садри Максуди, воспользовавшись тем, что депутаты затеяли дискуссию по поводу ремонта  потолка в  здании Думы, заявил: «Господа, в составе Государственной Думы есть очень важные трещины. В одну из таких трещин попали мы, мусульмане… Господа, в течение пяти лет через Государственную Думу прошел целый ряд законопроектов, относящихся к населению Степных областей и Туркестанского края. Все эти вопросы обсуждались, рассматривались и были принимаемы при отсутствии представителей киргизского и туркестанского населения. Так вот, господа, мы, мусульмане, считаем такое положение вещей ненормальным… и вот пока этот пробел в составе Государственной Думы не будет восполнен…, мы не можем голосовать за ремонт Государственной Думы».

Максуди также  резко выступал  против конфискации земель у коренных народов Казахстана и расселения на них русских крестьян и  политики русификации нерусских народов.

Апофеозом деятельности Максуди в Думе стала речь в защиту мусульманского населения России от обвинений в панисламизме.
Отвечая на  эти обвинения  на одном из заседаний Думы, С. Максуди заявил: «…Нас не объединяет какая-то иностранная доктрина панисламизма, нас объединяет чувство самосохранения. У нас, господа, есть родная религия, национальная самобытность; эти вещи нам дороги…Каково бы ни было  решение мусульманского вопроса у отдельных партий... формула «мусульманам не быть» не осуществится; я это говорю с глубоким убеждением».

Продолжение следует

На фото: депутаты- мусульмане, члены «Мусульманской трудовой группы»

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle