• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Круг научных интересов Марджани и на кого он стремился быть похожим?

Время чтения: 4 мин
2702

ДУМ РТ объявило текущий год годом выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).

В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию богослова. Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка.

О своем наставнике и учителе, кадые Абу Сагиде Марджани далее пишет: «Он с глубоким почтением относился к представителям суфизма и шейхам и вне зависимости от того, к какому мазхабу они относились - к суннитам или шиитам. Он их уважал и оказывал им всяческую поддержку, часто расспрашивал о положении дел в их родных местах, интересовался учеными и писателями. Именно поэтому он располагал обширными сведениями о жизни в различных государствах и о народах. Сам он принадлежал к роду, обладающему большими богатствами и состоянием. У него имелись во многих местах земельные участки, сады и дома. После кончины отца он ничего не взял из положенного на его долю имущества и поделил его между другими наследниками. Кроме того, что он был кадыем, Абу Сагид еще был преподавателем в ряде медресе Самарканда. Когда я жил в этом городе, мне посчастливилось пользоваться книгами из его личной библиотеки. Памятуя о том, что подобных редких и весьма ценных книг я больше нигде не встречу, мне удалось переписать часть из них. Именно Сагид хазрат способствовал тому, что я серьезно увлекся исторической наукой и чтением книг по истории.

Откровенно говоря, в Мавараэннахре я больше не встречал такого светлого и чистого, просвещенного и широко образованного человека, каким являлся Сагид хазрат. Кстати, его предки были великими и широко известными учеными. Абу Сагид хазрат оставил после себя ряд сочинений по фикху и каляму. Он скончался в возрасте 70 лет 16 шавваля 1225 по хиджре (23 августа 1849 года по милади)».

О том, какое значение в жизни Марджани имело его пребывание в Самарканде, а также о его взаимоотношениях с кадыем Абу Сагидом можно судить из воспоминаний Садретдин хазрата и Хабибеннаджар хазрата. Благо, что на жизненном пути Марджани повстречался этот выдающийся ученый, который оказал на него большое влияние. Именно он впервые обратил внимание на смекалку и природный дар исследователя будущего богослова и выступил его покровителем. Он сыграл огромную роль в том, как Марджани увлекся изучением исторической науки. Будущий ученый получил доступ в личную библиотеку кадыя, где познакомился с множеством редких и старинных книг. Общение с Абу Сагидом и его книги серьезно повлияли на мировоззрение Марджани. Самое важное заключается в том, что Марджани в результате этого преодолел те колебания, которые имелись у него в некоторых вопросах вероисповедания и способствовали выработке твердых убеждений и идеалов. В итоге его идейных исканий и исследований он смог по достоинству оценить и осознать всю глубину и масштабность взглядов выдающегося ученого и мыслителя того времени, своего соплеменника и земляка Абдуннасира Курсави. Марджани был по-настоящему восхищен его идеями и стал воспринимать многое по-новому.

Как правило, человек, избравший делом своей жизни науку и стремящийся к достижению прогресса, выбирает себе наставника и следует его рекомендациям. Когда знакомишься с жизненным путем и трудами Марджани, в некоторых местах встречаешь восторженные высказывания его о кадые Абу Сагиде. Он с нескрываемым восхищением пишет о совершенствах его взглядов, и можно воочию убедиться в том, как Марджани во многом стремился быть похожим на этого кадыя.

В своей замечательной книге «Вафиятель асляф» и первой части «Мустафадель-ахбар» Марджани со слов кадыя Абу Сагида дает описание целой плеяды улемов и эмиров Маварэннахра, а также отражает множество сведений и взглядов. Из этого следует, что в то время в Самарканде этот человек почитался как выдающийся историк и пользовался уважением за широту взглядов и глубину мысли.

У читателя может возникнуть вопрос: а что это были за книги, чтение и ознакомление с которыми в Самарканде приносило Марджани несказанное удовольствие? Ведь он, характеризуя эти издания, подчеркивает, что это были редкие и весьма интересные книги. Для ответа на поставленный вопрос мы направились в его личную библиотеку, чтобы отыскать среди книг переписанные в Самарканде. Вместе с муллой Кашшафом эфенди Тарджемани нам пришлось тщательно изучить содержание рукописей и библиотеки великого ученого. При поддержке сына Марджани Бурханутдина нам удалось с помощью Габдулхамида эфенди исследовать большую часть огромной библиотеки ученого. Первое, что бросилось в глаза, - это книги имама Газали «Кимийа-ис-са’адат» и «Рисалятир-рух». Все они были переплетены в одной обложке. Ученый переписал труды по каляму и логике известных ученых Джалалутдина Ад-Давани и Мирзы Захида. Среди книг, переписанных в Самарканде, мы обнаружили следующие сочинения: «Иткан фи голюмель-Коран», «Мизан аш-Шуграни», «Фатхулькадир, шархель-хидайя», «Шархе Муватта», «Фосуле сита», «Ахляки Насири». Среди рукописей были обнаружены труды Абу Али ибн Сины «Шифа» и «Ишарат», «Миляль ва нихайатильикдам», а также некоторые сочинения Ширази, Суйити Сахраварди. Среди книг по истории были «Кашфез-зуннун», «Ибне Халлякан», «Иглямель-ахийяар», «Альджавахирель-мадийя фи табакатель-Ханафийя» и ряд других изданий. По причине того, что в некоторых книгах не была поставлена дата переписки, мы не смогли доподлинно установить время их переписки, но ориентировочно можно предположить, что эти книги были переписаны ученым во время его пребывания в Самарканде. В своем сочинении «Мустафадель-ахбар» Марджани писал, что в Самарканде прочитал сборник «Тазаккят», где изложен жизненный путь и подвиги Тамерлана. Марджани, будучи в Самарканде, также занимался переписыванием книг «Тафсире кади Байзави» и пояснений, которые написал отец кадыя Абу Сагида.

Социальные комментарии Cackle