Какой прием был оказан арабу Шейх Сагиду в гостях у кипчакского вождя?
Труды татарского публициста, писателя и историка Газиза Губайдуллина (1887-1937) были широко известны и популярны до октября 17 года.
Главная особенность научных исследований ученого состояла в том, что Газиз Салихович, будучи профессиональным ученым-историографом, обращался к первоисточникам, трудам выдающихся ученых прошлого. Основываясь на этих документах, ученый создал учебники, монографии по истории древнего мира, религии. Большую популярность получили его книги “Марко Поло турында тәҗрибә” (“Опыт изучения путешествия Марко Поло”), “Татар тарихы” (“История татар”), “История России”, “Этапы социального развития волжских татар”.
Islam-today предлагает вниманию читателей отрывки из книги Г.Губайдуллина «Борынгы болгарлар» («Древние булгары»), которая была издана в Казани ровно 90 лет назад.
Шейх Сагид, держа в руках торбу с лекарственными препаратами, с которой не расставался никогда, перешагнул порог юрты. Вся юрта была полна народу. На видном месте восседал седобородый скуластый старик, по всей видимости, вождь этого племени. Его черные узкие глазки окинули взором гостя. Перед ним лежал изогнутый кинжал и стояла пиала с кумысом, которую он периодически подносил к губам. По правую руку от него сидела узкоглазая круглолицая женщина, в белоснежном тюрбане из тонкого войлока, а по левую руку от вождя сидела наряженная в дорогие одежды женщина преклонного возраста.
Позади старца находились также несколько важных персон из домашней челяди, а перед вождем на белом войлочном ковре расположились множество людей, внимающих речам своего правителя. При появлении Сагида старик резко оборвал свою речь, и все присутствующие в юрте, обратили свои лица в сторону незваного гостя. Их загорелые скуластые лица и черные глаза выражали недоумение и вопрос. Среди людей выделялись колоритные бородатые люди в белых чалмах и чапанах зеленого цвета, украшенных золотыми узорами.
Сагид, следуя обычаю, предстал перед правителем и с уважением приветствовал старца. Как и предполагалось, это был вождь тюрок-кипчаков, которые кочевали в пределах побережья реки Итиль. Путешественник сопоставил его шейхами-вождями, возглавлявшими племена у себя на родине в Аравии. Первый вопрос, который задал пришельцу вождь, касался цели поездки иноземцев на эти земли. Сагид отвечал ему по-тюркски, что они оказались на этой территории по торговым делам, а лично его цель заключается в исцелении больных, изучение нравов и обычаев местных племен и народов.
Гость среди людей обратил внимание на косматого худощавого человека, облаченного в лохмотья, на шее которого болтались какие-то знаки. Взгляд его выражал явное недовольство появлением новичка. Шейх понял, что это шаман, который своими танцами и камланием оказывает услуги соплеменникам и имеет на них определенное влияние. Естественно, шаман, сразу же невзлюбил своего конкурента, и это было видно невооруженным глазом.
Вождь указал Сагиду место возле себя и началась трапеза. Двое молодых слуг внесли в юрту большое блюдо с вареным мясом. Другая пара слуг доставили участникам междлиса кумыс в огромном бурдюке из бараньей шкуры. Старик засучил рукава и принялся разделывать куски молодой конины острым кинжалом, затем он отрезал себе приличный кусок сердца и попробовал его на вкус. Далее ловким движением отрезал часть самого жирного куска и, добавив к нему вареную печень, предложил отведать гостю. Тот в свою очередь, не выказывая признаков брезгливости, принял с благодарностью блюдо и стал есть. Вождь племени поочередно вознаградил едой всех людей, находящихся в юрте.
Затем он стал угощать кумысом гостей. Первым кому досталась пиала с терпким напитком был, конечно же, Шейх Сагид, далее посудина была передана в руки женщины, находившейся по правую руку от вождя. Араба поразило и несколько раздосадовало то обстоятельство, что в этом племени женщины не избегали мужского общества, не скрывали своих лиц и пользовались равными правами с другими людьми из своего племени. Он живо представил в каком положении пребывают женщины в Багдаде, как они томятся в четырех стенах своих жилищ, не смея показываться на людях. Сагид и сам был представителем того, мусульманского общества, которое весьма сдержанно относилось к прекрасной половине человечества.
Islam-Today