• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Исмаил Гаспринский – самый знаменитый крымский татарин

Время чтения: 8 мин
10066

Удивительно, но человек, в конце XIX- начале XX века, призывавший своих братьев-тюрок следовать в ногу со временем, был выходцем из небольшой по сравнению с остальными крымско-татарской общины и звался он Исмаилом Гаспралы (Гаспринским).

Человек, стоявший у истоков ныне популярного джадидизма, родился в семье небогатого крымского дворянина.

Отец хотел обеспечить своему сыну достойную карьеру и устроил его в военную гимназию в Москве. 14-летний мальчик попал в совсем другой мир: он близко знакомится с семьей известного русского публициста «славянофила» М.Н. Каткова – редактора газеты «Московские новости» и журнала «Русский вестник». В те годы русская интеллигенция, условно разделенная на два течения «западников» и «славянофилов», оживленно дискутировала о путях развития России и месте русского народа в мировой истории.

Все это стало своеобразным откровением для подростка, который до этого не сталкивался с обсуждением подобной проблематики. Он впервые столкнулся с понятием «политическая нация», «национализм», «шовинизм».

В 1867 году на Крите произошло восстание греков против власти Османской империи. Самые широкие круги российской общественности выражали свою поддержку грекам. Русские газеты изображали турок как варваров и извергов рода человеческого, чуть ли не поедающих живьем несчастных христиан.

Эта пропаганда вызвала сильнейшее отторжение в душе юного Гаспринского и он, бежав из гимназии, летом 1867 года направлялся в Одессу с намерением добраться до Турции, чтобы вступить в османскую армию. Его задержала полиция и отправила домой.

По возвращении он около четырех лет преподает русский язык в медресе, а затем, чтобы все-таки получить полноценное европейское образование, направляется в Париж. В это время в столице Франции проживает известный русский писатель И.С. Тургенев, с которым он познакомился еще в Москве, бывая у Катковых. Гаспринский ближе знакомится с ним и даже одно время работает у Тургенева секретарем. Но основное свое время он тратит на изучение многочисленных исторических трудов по истории тюрок.

Здесь он окончательно понимает, что его соплеменники в своем развитии остались далеко позади просвещенных европейцев, и эта отсталость показалась ему причиной всех бедствий, которым подверглись не только крымские татары, но и другие тюркские народы России. Он решает посвятить себя делу просвещения российских тюрок, чтобы «подтянуть» их до общемирового уровня.

В 1874 году он из Парижа через Алжир, Тунис и Египет приезжает в Стамбул и проводит там около двух лет, знакомясь с жизнью Османской империи.

Вернувшись в Крым в 1876 году, он вынашивает идею объединения всех тюркских народов России с помощью общего литературного языка.

Более того, на его взгляд, нужно выстраивать целиком всю систему образования тюркских народов - начального, среднего и высшего - на основе этого литературного языка. Кроме того, по мнению Гаспринского, нужно изменить систему религиозного образования, применив в нем, как и в светском, новые методы.

Отныне в историю российских тюркских народов, он входит как духовный отец «джадидизма» - нового метода в обучении, который базировался не на заучивании слогов, а на заучивании звуков, которые в разных сочетаниях давали буквы алфавита.

Встает вопрос, как ознакомить наибольшее число своих соплеменников с этими мыслями? Ответ вскоре был найден: русские газеты формируют общественное мнение по национальному вопросу во всей России, значит, тюркам нужна своя газета.

Но власти выступили резко против общетюркской газеты. «Целых три года ходил я перед двумя губернаторами и тремя министрами с ходатайствами и в течение четырёх лет ездил в Петербург, чтобы добиться разрешения на издание газеты», - вспоминал Гаспринский о своих мытарствах.

Тем не менее, в 1881 году в Симферополе ему удается опубликовать свой манифест – обширную программную статью «Русское мусульманство. Мысли, заметки, наблюдения», в которой он сформулировал принципы, которыми должны были руководствоваться, строя свои взаимоотношения, русское большинство и тюрко-мусульманское меньшинство в России: «Какого рода отношения должны существовать между татарами и русскими? Чем должны быть татары, русские мусульмане, в отношении к русским и обратно, русские в отношении к ним? К какой разумной хорошей цели стремится русская власть в отношении инородцев-мусульман? Что русские должны делать для них, как должны делать и чего требовать от них? Должны ли русские и русские мусульмане жить рядом на одной земле, под одним законом, как случайные спутники, соседи, или между ними следует развить более близкие родственные отношения, как между детьми великой семьи народов нашего обширного великого отечества?»

После констатации многочисленных фактов взаимного отчуждения и отсталости мусульман он заключает: «Да, любезные соотечественники русские, нам нужны знания и свет: так примитесь же серьезно и дайте нам света и знаний, знаний и света; иначе господство ваше, как господство ради господства, станет ниже китайского, ибо известно, что у них искусство господства доведено до совершенства, и механизм его верно и мерно движется вокруг одной и той же точки в течение тысячелетий…».

Ислам для Гаспринского – средство сохранения собственной идентичности и человеческого самосознания тюркских народов: «Хотя мусульмане и лишены высокой европейской культуры как силы для самосохранения, но они в своей религии и проистекающем из нее своем общественном быте имеют весьма крепкую, почти непреодолимую силу сопротивления всяким чуждым влияниям во вред своей национальной индивидуальности. Обыкновенно интерес, выгода — стимул действий человека, но и они бессильны нередко перед убеждениями мусульманина. Например, по всей России вы не найдете мусульманина, торгующего в кабаке и содержащего дом терпимости».

Он предостерегает от попыток ассимиляции мусульман, но предлагает сотрудничество в деле просвещения мусульманского Востока: «Я не пожертвовал бы ни одной капли чернил для этих заметок, если бы одну минуту сомневался в блестящем будущем моего отечества и живущего в нем мусульманства. Я верую, что рано или поздно русское мусульманство, воспитанное Россией, станет во главе умственного развития и цивилизации остального мусульманства. Цивилизация, родившись на крайнем востоке и постепенно до сих пор продвигаясь на запад, ныне, кажется, начала обратное движение на восток, и на пути ее русские и русские мусульмане, мне кажется, предназначены быть лучшими ее проводниками…».

В 1883 году Гаспринский, наконец, получает разрешение на издание газеты. Под девизом «Единство в языке, мыслях, действиях» газета под названием «Терджиман» будет издаваться 35 лет - до февраля 1918 года!

По отношению к тюркским народам России она выступила в качестве коллективного организатора: под влиянием статей, опубликованных в ней, в регионах, населенных мусульманами, открывались школы, благотворительные учреждения, начинали издаваться собственные печатные издания.

Главной мыслью Гаспринского было воспитать новое образованное поколение и из него, опираясь на традиции, создать новую нацию.

Успех газеты был обусловлен еще и тем, что Гаспринский на основе языков различных тюркских народов пытался создать литературный язык тюрки. Минимизируя фонетические различия в разных тюркских языках, Гаспринский создаёт то, что он назвал «лисан-и-умми».

Но здесь все-таки стоит отметить, что вопрос об общем языке, как писал Д.Валиди: «был решен в пользу 4 тюркских наречий – волжского, киргизского, среднеазиатского (чагатайского) и османского. Решающее значение здесь имели не теоретические доводы, а жизненная практика и суровая необходимость».

В своей газете Гаспринский пытался развернуть среди тюрков-мусульман России дискуссию по общегосударственным, общеисламским и общекультурным проблемам. Гаспринский становится популярной фигурой общероссийского масштаба и попадает под негласный надзор полиции.

В «Справке Департамента полиции о распространении панисламизма в России», составленной в ноябре 1911 года, в разделе о Таврической губернии сообщалось: «Ввиду большого процента татарского населения и близости к Турции губерния играет большую роль в деле пропаганды панисламизма в России. В г. Бахчисарае издается главный орган панисламизма в России газета «Терджиман». Вообще Бахчисарай является очагом распространения панисламизма на Юге России» (Опубликовано в статье: Арапов Д. Ю. Исмаил Гаспринский, его жизнь и деятельность по материалам Департамента полиции МВД Российской империи // Исмаил Гаспринский — просветитель народов Востока: Материалы Международной научной конференции. М., 2001).

Здесь, однако, стоит отметить, что «пантюркизму» Гаспринский придавал исключительно культурное значение, а не политическое.

Гаспринский выступил одним из инициаторов создания всероссийской партии «Иттифак аль-муслимин» (Объединение мусульман), однако предостерегал своих соплеменников от увлечения крайними, радикальными идеями. Так, например, в номере «Тердижмана» от 2 октября 1906 года он писал: «Хотя у нас в собственности один мыловаренный заводик с пятью рабочими, две или три наших газеты уже готовы боготворить социалистические проповеди Карла Маркса».

Но, конечно, далеко не все у него шло гладко. Духовенство и особенно крымско-татарское дворянство (мурзаки) выступали против его попыток реформирования системы образования, образа жизни и идеологии мусульман. С другой стороны, радикальная молодежь возмущалась его умеренностью и подчеркнутой лояльностью имперским властям.

После революции 1905 года, когда политическая деятельность российских мусульман перетекла, в том числе и в Государственную Думу «Терджиман» утратил свое влияние. Однако Гаспринский оставался духовным патриархом всероссийского движения тюрков за реформы.

Так, например, выдающийся татарский общественный и политический деятель, депутат Думы Садри Максуди прямо заявлял: «Мой духовный отец – Исмаил Гаспралы».

11 сентября 1914 года Гаспринский скончался. Через несколько дней в газете «Юлдуз» Максуди пишет: «Нет слов, чтобы оценить значение этой личности. Исмаил Гаспралы в одиночку открыл новый период в жизни большого народа, пробудил утраченную было надежду в нации, которая веками привыкла жить в безысходности, подарил этой нации идеалы и цели, вдохнул жизнь в народ, который был духовно мертв» (Цит. по А. Айда. Садри Максуди Арсал. М., 1996)

Мусульмане России восприняли смерть Гаспринского с болью. В его лице они потеряли своего духовного лидера, давшего второе дыхание истории и духовной культуре тюрко-мусульманских народов.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle