ФОТО: эти люди охраняют Каабу со времен Пророка Мухаммада (мир ему)
Ответственность за сохранность Каабы всё ещё передаётся по наследству сыновьям семейства Шайбах. Это традиция, которая была внедрена Пророком (мир ему и благословение Всевышнего) после завоевания Мекки, на восьмой год после Хиджры. После этого он доверил ключ от города Усману ибн Аби Талху. Считается, что забота о Каабе без сомнения и навсегда легла на плечи сыновей по линии Шайбах.
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Возьми его, О Бани Талха, навечно, вплоть до Дня Воскресения, и никто не сможет забрать его у тебя, кроме несправедливого, угнетающего тирана». Это, в свою очередь, объясняет, почему эта традиция была унаследована сыновьями Шайбаха и их потомками вплоть до сегодняшних дней.
Исламский учёный и исследователь аль-Хашеми, который специализируется на двух Священных мечетях, отмечает, что история смотрителей Каабы берёт своё начало со времён пророка Ибрагима. Именно пророку Ибрагиму и его сыну Исмаилу Всевышний приказал создать основу Каабы. Следовательно, это и стало своеобразным рождением традиции опеки Каабы.
Позднее это стало включать в себя обслуживание всех моментов, связанных с аль-Муррафах (Святой Каабой), в том числе её открытие и закрытие, защита от посягательств и контроль посетителей. Работа смотрителя Каабы также включает и надзор за мавзолеем Пророка Ибрагима.
Первый сторож Каабы и историческая преемственность
Аль-Хашими добавляет, что Пророк Ибрагим (мир ему), в свою очередь, поручил охрану Каабы своему сыну Исмаилу, который продолжил традицию смотрителей. Впоследствии традиция была перенята племенем Джарам (Бану Джархма) против воли потомков Исмаила. Позже эти обязанности насильственно были переданы племени Хузаа (Бану Хузаа), но позже эта честь была восстановлена Кусай ибн Килабом ибн Муррой, который являлся третьим прадедом пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) и был потомком Исмаила, первым, кто стал служить смотрителю Каабы.
Впоследствии все вопросы, связанные с заботой о Каабе, были возложены на Кусай ибн Килаба. У него было трое сыновей – старший Абд-аль Дар (прапрадед Шайба ибн Хашима, более известный как Абдул-Муталлиб), Абд Манаф (прапрадед пророка Мухуммада) и Абд-ал-Узза. Абд Манаф удостоился высокой степени уважения среди всех племён и ценился за собственную мудрость и прозорливость на протяжении всей жизни. Именно эти его качества и побудили Кусая доверить заботу о Каабе Абду Манафу. Однако незадолго до собственной смерти Кусай возложил заботу о Каабе на плечи старшего сына Абду аль-Дара.
История оберегания Каабы в Исламе
Как заявил Мухитдин аль-Хашими, забота о Каабе наследуется старшим сыном в каждой семьи, и так продолжалось до тех пор, пока эта обязанность не была возложена на Усмана ибн Талху, который жил во времена Пророка (мир ему). Как сообщал сам Усман ибн Талха в день победы Ислама над Меккой, посланник Всевышнего вошёл в Мекку на восьмой год Хиджры, и когда они собирались войти в Каабу, то нашли её запертой. Они спросили, кто хранит ключ, и нашли его у Усмана ибн Талха. Последний был неверующим, поэтому после того, как узнал о прибытии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), запер дверь.
Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) вошёл в Мекку, его народ принял ислам, один лишь Усман прятался. Тогда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) приказал Али ибн Абу Талибу забрать ключ у Усмана.
Али отправился на поиски Усмана и попросил у него ключ, но Усман не хотел добровольно его отдавать. Тогда Али просто выхватил у него ключ. Двери Каабы были открыты, пророк (мир ему и благословение Всевышнего) зашёл внутрь и прочитал два ракаата.
В это время там находился дядя Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) Аббас ибн Абд аль-Муталлиб, который изъявил вместе со своей семьёй быть хранителем ключа. Тогда Джабриил снизошёл со стихами, в которых говорилось о внутреннем устройстве Каабы.
Семья Шеба – хранители Ключей. Они являются хранителями, потому что Аллах пожелал этого, открыв единственный аят, который был ниспослан внутри Каабы в мечети Аль-Харам. «Воистину, Аллах повелевает вам доверять тому, кому они принадлежат ...» (сура «Женщины», 58 аят).
Вскоре пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) приказал Али вернуть ключ Усману ибн Талхе и извиниться перед ним. Али отправился к Усману, отдал ключи и принёс извинения за то, что насильно забрал у него ключ. Это повергло Усмана в шок, который до конца не мог поверить в то, что Али возвращает ему ключ по наставлению пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), завоевателя Мекки. Али объяснил ему, что ему был открыт стих, где Создатель дал указание пророку (мир ему и благословение Всевышнего) вернуть доверие тому, кому оно принадлежит.
Забота о Каабе в эпоху Саудовской Аравии
Аль-Хашеми отметил, что забота о Каабе осталась на плечах Бани Шеба и возлагается на старших членов этой семьи и по сей день. Обязанности древнего смотрителя заключались в том, чтобы открывать и закрывать дверь Каабы, а также следить за ходом её строительства. Также в число обязанностей входила мойка, содержание в чистоте и наблюдение за святыней Ибрагима.
В настоящее время опека принадлежит Шейху Мухаммаду бин Зин Аль Абидин бин Абдул-Маати аль-Шаиби. Он оставался в этой должности на протяжении 43 лет. Он покинул этот мир в 1253 году по Хиджре, оставив после себя сыновей. Его старший наследник Абдул Кадир унаследовал заботу о Каабе после отца, затем его братья Соломон, Ахмед и Абдулла.
Аль-Хашеми заявил, что забота о Каабе была передана следующему поколению – Шейху Абдул Кадир Бин Али бин Мухаммад бин Зин Аль Абидин Аль Шаиби. Он был первым свидетелем объединения Королевства и умер в 1351 году по Хиджре.
Мохаммед бин Мохаммед Салех Аль Шаиби стал сторожем Каабы. После болезни он переложил свои обязанности на Шейха Абдуллу бин Абдул Кадир аль-Шаиби, у которого есть сыновья Амин, Таха и Ассем.
Их двоюродный брат Талха бин Хассан аль-Шаиби получил попечительство после смерти в 1431 году по Хиджре в месяц Зуль-хиджа Шейха Абдула Азиза бин Абдулла бин Кадар аль-Шаиби. Забота о сохранности Каабы перешла к Шейху Абдул Кадиру бин Таха бин Абдулла Алла аль-Шаиби, который заботился о Каабе в течение четырёх лет. Он стал свидетелем смены замка Каабы королём Абдуллой бин Абдул Азизом.
Принц Халед аль-Фейсал вручил ему замок от имени короля по случаю уборки Каабы. Он стал свидетелем установки замка внутренней двери Каабы и скончался после продолжительной, но безуспешной борьбы с болезнью. Его двоюродный брат Шейх д-р Салех бин Заин Аль-Абидин Аль-Шаиби стал смотрителем.
В то время Хашеми говорил, что функции смотрителя ограничиваются только открытием и закрытием Каабы. Королевский суд и Министерство внутренних дел и чрезвычайных ситуаций поддерживали с ним связь на случай визита важных гостей.
Ежегодно Каабу убирают 15 числа месяца Мухаррам. После вручения Королевского ордена Эмир Мекки поддерживает регулярную связь со смотрителем, особенно в том, что касается процедурных соглашений. Согласно этим документам была отменена уборка Каабы первого Шаабана, так как шли работы по расширению и была большая загруженность в это время.
Кроме того, главный смотритель принимает новую облицовку Каабы в первый четверг Хаджа, которая будет установлена в день Арафата специалистами из комплекса короля Абдул Азиза.
Церемония передачи облицовки Каабы происходит в комплексе короля Абдул Азиза и проводится в присутствии главы главной мечети Мекки и мечети ан-Набавим д-ра Абдулрахмана бин Абдулазиза аль-Судей вместе с директором комплекса д-ром Мохаммедов бин Абдулла Багуда, а также в присутствии большого числа должностных лиц и депутатов.